Проскурина Марина
Консультация для детей 7–11 лет «Народный промысел «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация: инновационные методические разработки для детей младшего
школьного возраста. (7-11лет.)
Методическая разработка «Народное искусство»
в помощь педагогам дополнительного образования, реализующим программы
по изобразительному искусству.
Проскурина Марина Васильевна
педагог дополнительного образования
Ростовская область с. Песчанокопское
Публикация «Консультация для детей 7–11 лет „Народный промысел „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Консультации для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Народное искусство вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Оно дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях, отражает общее интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Народное искусство неотъемлемая часть в изобразительном искусстве. Изучение искусства наших предков переходит из поколения в поколение для того, чтобы мы знали и помнили, как именно зарождалось искусство. Так же мы можем узнавать по отличительным особенностям сувениров к какому уголку России принадлежит то или иное изделие, ведь в каждом краю нашей необъятной родины народное ремесло имело отличие, и исходило оно из средств и природных возможностей каждого региона.
С каждым годом совершенствуются технологии, изобретаются новые виды красок и материалов для творчества, которые нам облегчают жизнь, а в искусстве дают больше возможностей в творчестве. С появлением новых технологий мы совсем забываем об экологически чистых материалах которые нам дарит природа. Считаю целесообразным ввести в программу «Изобразительное искусство» уроки скульптуры из природного материала, в процессе знакомства с народным творчеством «Дымковская игрушка». Руки современных и начинающих мастеров уже пресытились современными материалами: пластилином, полимерной глиной, легким пластилином и назрела актуальность вернуться к истокам средств скульптуры-глине, это поможет подрастающему поколению понять и сравнить прошлые и настоящие возможности
В моей образовательной программе дополнительного образования художественной направленности «Изобразительное искусство», рассчитанной на возраст обучающихся от 4 до 10 лет, со сроком реализации 7лет, на изучение народного творчества выделен блок «Народное искусство»
Цель: познакомить детей с народным творчеством с помощью современной техники, изготовить поделку и окунуть детей в атмосферу прошлого столетия.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с разновидностью народных промыслов;
- научить расписывать поделку в техниках: «Городецкая роспись», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Гжельская керамика», «Жостово»
Воспитательные:
- воспитание аккуратности и внимательности, собранности, усидчивости при выполнении художественных элементов;
-привитие любви детей к народной игрушке.
Развивающие:
- развитие наблюдательности, фантазии, творческих способностей, чувства цвета и пропорции, навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией;
Продолжительность: Изучение тем блока «Народное искусство» рассчитано на 4года.
1год обучения «Городецкая роспись» 8ч, занятие, комбинированное.
2год обучения «Хохлома» 6ч. занятие, комбинированное.
3год обучения «Дымковская игрушка» 6ч. занятие, комбинированное.
4го обучения «Гжельская керамика» 8ч, «Жостово» 8ч. занятие комбинированное
Ожидаемый результат: в результате реализации тем блока обучающиеся познакомятся с народным творчеством, изготовят поделку в техниках: «Городецкая роспись», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Гжельская керамика», «Жостово».
В последующем обучающиеся смогут применить полученные знания самостоятельно, но уже с более доступным современным материалом. А в дальнейшем иметь возможность дополнительного заработка после реализации изготовленных сувениров.
.
Учебно-тематический план обучения.
Темы учебной программы: «Народное творчество».
№
уро-
ков Наименование разделов и тем Общее
кол-во
часов Теория Практика Форма аттестации контроля
1 год обучения Тема: «Городецкая роспись»
1.1 История возникновения, отличительные особенности, краски и инструменты. Разбор узора по деталям, практическая работа, пробуем рисовать узоры в отдельности. 2 1 1
1.2 Подготовка эскиза 2 0,30 1.30
1.3 Роспись разделочной доски. Покрытие лаком. 4 1 3
Итого: 8 2,30 5.30 Выставка
2 год обучения Тема: «Хохлома»
2.1 История возникновения, отличительные особенности, краски и инструменты. Разбор узора по деталям, практическая работа, пробуем рисовать узоры в отдельности. 2 0,30 1,30
2.2 Подготовка эскиза. 2 0,30 1,30
2.3 Роспись деревянной ложки. Покрытие лаком. 2 1 1
Итого: 6 2 6 Выставка
3 год обучения Тема «Дымковская игрушка»
3.1 История возникновения, виды и состав красок. Знакомство с особенностями росписи, подготовка эскиза. 2 1 1
3.2 Подготовка глины, способы лепки изготовление игрушки «Индюк» (Оставляем сушиться.) 2 1 1
3.3 (Обжиг) Роспись игрушки. 2 2
Итого: 6 2 4 Выставка
4 год обучения Тема «Гжельская керамика»
4.1 Знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика». Освоение растительного орнамента, изготовление керамической кружки, роспись. 2 1 1
4.2 Заготовка эскиза и материала для изготовления сувенира. 2 0,30 1,30
4.3 Изготовление сувенира. 2 0,30 1,30
4. Роспись готовой заготовки. 2 0,30 1,30
Итого: 8 2,30 5,30 Выставка
«Жостово»
4.4 Знакомство с традиционным русским промыслом «Жостово». Изучение орнамента и особенности росписи. 2 2
4.5 Подготовка эскиза на черной бумаге. 2 1 1
4.6 Роспись подноса. 4 1 3
Итого: 8 4 4 Выставка
Содержание тематического планирования.
1 год обучения Тема: «Городецкая роспись»
Цель: Познакомить обучающихся с историей возникновения росписи, правилами и особенностями Городской росписи.
Задача: Расписать деревянную доску.
Урок: 1. История возникновения, отличительные особенности, краски и инструменты. Разбор узора по деталям, практическая работа, пробуем рисовать узоры в отдельности.
Теория: Рассказ об истории возникновения народного творчества Городец, демонстрация картинок через проектор.
Практика: Рисуем пошаговый разбор узора.
Урок: 2. Подготовка эскиза, роспись.
Теория: Теоретические особенности изображения узора.
Практика: Рисуем эскиз переносим его на заготовку (разделочная доска)
Урок3-4: Роспись разделочной доски. Покрытие лаком.
Теория: Устные напоминания всех деталей росписи и очередность нанесения орнамента
Практика: Роспись.
Необходимые условия: Кабинет, столы стулья, проектор, краски, кисти. Разделочная доска.
2 год обучения Тема: «Хохлома»
Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения, правилами и особенностями хохломской росписи.
Задача: Роспись деревянной доски.
Урок 1: История возникновения, отличительные особенности, краски и инструменты. Разбор узора по деталям, практическая работа, пробуем рисовать узоры в отдельности.
Теория: Рассказ об истории возникновения народного творчества Хохломы, демонстрация картинок через проектор.
Практика: Рисуем пошаговый разбор узора.
Урок 2: Подготовка эскиза.
Теория: Устные напоминания всех деталей росписи.
Практика: Рисуем эскиз.
Урок3: Роспись деревянной ложки. Покрытие лаком.
Теория: Устные напоминания всех деталей росписи и очередность нанесения орнамента.
Практика: Роспись деревянной ложки.
Необходимые условия: Кабинет, столы стулья, проектор, краски, кисти. Деревянная ложка
3год обучения Тема: «Дымковская игрушка»
Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения Дымковской глиняной игрушкой, правилами и особенностями изготовления и росписи игрушек.
Задача: изготовить глиняную дымковскую игрушку «Индюк».
Урок 1: История возникновения, способы лепки, краски и инструменты. Знакомство с особенностями росписи, подготовка эскиза.
Теория: Рассказ о истории возникновения народного промысла Дымково, демонстрация картинок через проектор.
Практика: Работа на бумаге пробуем воспроизвести орнамент дымковских мастеров, работаем над зарисовками эскиза для будущего изделия, каждый эскиз индивидуален.
Урок второй 2: Подготовка глины (разминаем).
Изготовление игрушки «Индюк».
(оставляем сушиться, после сушки отправляем в печь)
Теория: Практическая пошаговая демонстрация изготовления игрушки, сопровождение теоретического рассказа.
Практика: Лепка.
Урок 3: Роспись игрушки.
Теория: Практическая демонстрация росписи игрушки с сопровождением теоретического рассказа особенностей росписи
Практика: Роспись.
Необходимые условия: Кабинет, столы стулья, проектор, краски, кисти, глина,
печь для обжига, стеки.
4 год обучения Тема: «Гжельская роспись»
Цель: Познакомить обучающихся с традиционным русским промыслом «Гжельская керамика». Освоить особенности росписи гжельской посуды. Изготовить и расписать свой сувенир.
Задача: Окунуть детей в атмосферу народного творчества Гжельской керамики, изготовить и расписать самостоятельно кружку.
Урок:1. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика». Освоение растительного орнамента, изготовление керамической кружки, роспись.
Теория: Рассказ о истории возникновения народного промысла «Гжельская керамика», демонстрация картинок через проектор.
Практика: Работа на бумаге пробуем воспроизвести орнамент Гжельских мастеров, работаем над зарисовками эскиза для будущего изделия.
Урок: 2. Заготовка эскиза и материала для изготовления сувенира.
Теория: Устное сопровождение практической работы в изображении Гжельского орнамента.
Практика: Изображение гжельского узора на бумаге, работа над эскизом.
Урок:3. Изготовление сувенира.
Теория: Устное сопровождение способа изготовления керамической кружки.
Практика: Изготовление из глины основы бод роспись (кружка). Отправляем на сушку и обжиг.
Урок:4. Роспись готовой заготовки.
Теория: Устные напоминания о правилах нанесения красок и особенностях гжельской росписи.
Практика: Роспись готовой заготовки.
Необходимые условия: Кабинет, столы стулья, проектор, краски, кисти, глина,
печь для обжига, стеки.
4 год обучения Тема «Жостово»
Цель: Познакомить обучающихся с традиционным русским промыслом «Жостово». Освоить особенности росписи Жостовских подносов. Расписать свой сувенир.
Задача: Окунуть детей в творческую атмосферу жостовских мастеров, заставить их взглянуть глазами мастеров на творчество народного промысла Жостовских мастеров расписав свой поднос.
Урок: 1. Знакомство с традиционным русским промыслом «Жостово». Изучение орнамента и особенности росписи.
Теория: Рассказ о истории возникновения народного промысла «Жостово», демонстрация картинок через проектор.
Практика: Работа на бумаге пробуем воспроизвести орнамент Гжельских мастеров на белой бумаге, работаем над зарисовками эскиза для будущего изделия.
Урок: 2. Подготовка эскиза на черной бумаге.
Теория: Устное сопровождение практической работы.
Практика: Рисуем эскиз на черной бумаге.
Урок: 3. Роспись подноса.
Теория: Устное сопровождение практической работы.
Практика: Роспись готовой заготовки (поднос).
Необходимые условия: Кабинет, столы стулья, проектор, краски, кисти.
Методические рекомендации.
Обучение младших школьников технологии изготовления дымковской игрушки может быть успешна, если соблюдать следующие условия:
-учитывать возрастные индивидуальные особенности детей;
- раскрывать для учащихся особенности технологии изготовления дымковской игрушки с помощью современных технологий;
создать эмоциональный комфорт и творческую обстановку на уроках изобразительного искусства во время занятий.
Также для выполнения поставленных задач и целей, и создания комфортной обстановки необходимо техническое оснащение:
-просторный светлый класс с мультимедийным оснащением;
-необходимый материал для изготовления игрушек;
-отдельное помещение без сквозняков для равномерной сушки изделий;
-муфельная печь для обжига.
Приложение
Конспект занятий в группе
3 года обучения по теме «Дымковская игрушка»
Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения Дымковской глиняной игрушкой, правилами и особенностями изготовления и росписи игрушек.
Задача: изготовить глиняную дымковскую игрушку «Индюк».
Урок:1. История возникновения, способы лепки, краски и инструменты. Знакомство с особенностями росписи, подготовка эскиза.
Теория: Рассказ о истории возникновения народного промысла «Дымковская игрушка», демонстрация картинок через проектор
Практика: Работа на бумаге пробуем воспроизвести орнамент дымковских мастеров, работаем над зарисовками эскиза для будущего изделия, каждый эскиз индивидуален.
История Дымковской игрушки. «Дымковские игрушки» – это удивительно красивые творения. Родом дымковская игрушка из заречной слободы Дымково близ города Вятки (современного Кирова). Художественный промысел Дымково, это старинный, древний, народный промысел который зародился в 15 веке, а это уже больше 400 лет. К началу 19 века в год изготавливали на продажу более 100 тысяч фигурок, а начале 20 века дымковская игрушка перестала пользоваться спросом, и промысел едва не погиб.
Происхождение промысла, по преданию, связано с Вятским народным праздником "Свистопляской". В старину праздник начинался панихидой по погибшим в "хлыновском побоище" между вятчанами и устюжанами. Затем начиналась прогулка с увеселениями, катанием глиняных шаров с откоса в ров, свистом, плясками, продажей сладостей и глиняных кукол "в честь оставшихся после сражения вдов". Со временем ритуал перешёл в торговлю глиняными игрушками, праздник трансформировался в ярмарку - "Свистунью».
Вначале игрушки изготавливали специально к празднику Свистуньи, который проходил весной. Праздник этот начинался панихидой по погибшим в "хлыновском побоище", а заканчивался игрой на свистульках и плясками. Поэтому к нему женщины делали красивые и яркие свистульки в виде различных животных. Все они издавали различные звуки: свист, грохот, треск. С помощью их люди отгоняли злых духов, чтобы те не мешали весной работать на полях.
Дымковские игрушки лепят только вручную, поэтому двух похожих не существует. Сырьем для них является местная глина красного цвета, смешанная с речным песком. Изготавливали их целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение. Глину начинали заготавливать летом. После лепки фигурки обязательно подсушивали около месяца-двух и обжигали в печи.
Игрушка после обжига становилась коричневой, поэтому чтобы краски были более яркими, сначала ее белили, а только потом расписывали. Белила получали смешиванием молока и мела. Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. Весь процесс как раз заканчивали к весне. Сейчас для росписи используют современные краски, остальная технология, по сути, не изменилась.
В дымковской игрушке всегда присутствуют яркие, насыщенные, контрастные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Иногда их украшали золотом. Первые дымковские игрушки чаще представляли собой отдельные фигурки:
- птиц: индюки, петухи и уточки;
- людей: барыни и кавалеры, всадники;
-домашних животных: кони, бараны, козлы, собаки.
Позже стали делать целые композиции. Например, повозка с людьми, печь с хозяевами или всадник на лошади, женщина с детьми. Дымковская игрушка уже давно является отличительной чертой Кировской области. Ей даже установлен памятник.
Традиционные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, синий, лиловый, голубой, зелёный. Чёрный цвет используется для наведения деталей.
В старину, краски растирали с яйцом, добавляли перекисший квас или уксус. Рецепты красок хранились в секрете. В настоящее время используют гуашевые, темперные и акриловые краски.
Ребята из объединения студия «ДаВинчи» используют эмаль акриловую и темперу.
Инструменты для росписи мастерицы делали из подручных материалов. Это были лучинки для наведения тонких линий, тычки для рисования кружков и точек, самодельные кисточки из куриных перьев. Современные мастера используют ворсовые кисти разного размера.
В объединении Студия ДаВинчи обучающиеся работают синтетическими кисточками разного калибра.
Характерные узоры: круги, кольца и точки, листики и ромбы, волны, полосы и линии.
Основные приё мы нанесения орнамента: тычок, прима кивание, наводка.
Последовательность росписи проходит в определё нном порядке: сначала на фигурке прорисовывается лицо (глаза, брови, рот и щёки, затем оформляется голова (головной убор, грива, рога, далее выполняется орнамент на теле или одежде.
Процесс создания Дымковской игрушки :
1. Лепка. Традиционно, используется красная глина, вперемешку с мелким речным песком. Для каждого персонажа есть свои приёмы лепки, при этом все детали будущей игрушки выполняются отдельно. Из комка формируется тело, к которому присоединяются остальные части, переходы тщательно примазываются. Фигурка сверху старательно оглаживается мокрой тряпочкой.
Мы используем готовую глину, приобретенную в магазине и имеем
вспомогательные инструменты (стеки разного образца). Для оглаживания
используем поролоновый спонж.
2. Обжиг. Чтобы готовая скульптурка не треснула, она сушится несколько дней на открытом воздухе, а затем докрасна прокаливается в русской печи.
Остывают игрушки медленно, вместе с печью.
Мы изделия сушим в специально отведенном месте где температура и влажность окружающего воздуха должны быть одинаковыми вдоль всей поверхности изделия, т. е. нежелательно высушивать керамику на солнце или сквозняке, т. к. из-за неравномерного просушивания изделие может растрескаться. Скорость сушки зависит от температуры и влажности окружающей среды, а также от формы и габаритов изделия. Время сушки в естественных условиях – 3-10 дней.
В наше время обжиг проводят в специальных муфельных печах.
3. Обеливание. Обожженную остывшую заготовку перед росписью обязательно обеливают, для того чтобы краски звучали ярче. Раньше фигурки окунали в болтушку - мел, разведённый на молоке. Молоко скисает и образует на поверхности прочную пленку казеинового клея. Сейчас для обеливания применяют темперную краску.
Так как белила во всех наборах являются одним из главных цветов и имеют большой расход обучающиеся объединения Студия ДаВинчи для обеливания использовали два вида белой краски: фасадную краску для уличных работ и акриловую матовую краски для внутренних работ. Такая краска создает прочное матовое, белое покрытие не смываются, не токсична, резких неприятных запахов не имеют.
4. Роспись дымковской игрушки яркая и фантастичная.
Нанесение позолоты - заключительный штрих декорирования. Поверх краски наклеиваются кусочки сусального золота или потали (смесь меди и цинка) в виде ромбиков и листочков. Тончайшие металлические пластинки кисточкой, смоченной в яичном белке прикладываются к поверхности и аккуратно расправляются сухой кистью. Сочетании ярких красок и блестящих элементов придают особенный праздничный вид игрушкам.
В качестве позолоты используем эмали акриловые предназначенные для росписи керамики и в наборе таких красок имеется золотой цвет с хорошей укрывистостью. Для росписи основных узоров так же используем не только эмаль акриловую, но и темперные краски.
Практика: Работа на бумаге пробуем воспроизвести орнамент дымковских мастеров, работаем над зарисовками эскиза для будущего изделия, каждый эскиз индивидуален
Урок второй 2: Подготовка глины (разминаем).
Изготовление игрушки «Индюк».
Теория: Практическая пошаговая демонстрация изготовления игрушки, сопровождение теоретического рассказа.
Практика: Лепка.
Урок 3: Роспись игрушки.
Теория: Практическая демонстрация росписи игрушки с сопровождением теоретического рассказа особенностей росписи.
Практика: Роспись.
Используемая литература:
https://www.culture.ru/materials/53344/yarkaya-dymka
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/izo/metodicheskie-materialy/rekomendatsii-po-razrabotke-i-utverzhdeniyu-rabochikh-programm-uchebnykh-kursov-predmetov-distsiplin-modulej.html