Ольга Бедарева
Народный фольклор в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Русский народный фольклор является одним из путей всестороннего развития и воспитания дошкольника,с его помощью можно воспитать любовь к Родине,народу,традициям,взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт,в общении наступает раскованность,непринужденность.
Публикация «Народный фольклор в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Знакомство детей с народным творчеством начинается с младшего возраста. Во время игровой деятельности дети с помощью воспитателя знакомятся с потешками,припевками, песнями. Они обычно имеют напевные мелодии,интересны по содержанию,легко запоминаются,поэтому нравятся детям. Во время пения у детей не утомляются их еще слабые голосовые связки. Во многих песенках повторяются определенные фразы и слова,это вызывает желание повторять за воспитателем. Разучивая песни необходимо использовать игровые приемы,сопровождать пение движением рук,развивая мелкую моторику. Ко многим песням можно принести игрушку (петушка,зайку,солнышко,нарядить в шапочки персонажей,таким образом прививается умение вживаться в образ,передавать его в движении,мимике,интонациях голоса.
В младшей и средней группе происходит знакомство с персонажами нар.
фольклора :Матрешка,Петрушка,Бабушка-ЗагадушкаМедведь,Дед Мороз,Снегурочка,Масленица,они приходят на праздники,играют с детьми.
В работе с детьми старшего возраста я использую следующие виды фольклора :
-потешки-игры взрослого и ребенка (пальчиковые,ФИЗ минутки)
-заклички-обращение к явлениям природы (дождю,солнцу)
-приговорки-обращение к насекомым,птицам,животным
-считалки-коротенькие стишки для справедливого распределения ролей
-скороговорки-предложения для правильной и чистой речи
-дразнилки-веселые,смешные стишки,кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности или поведении ребенка.
В старшем возрасте дети знакомятся с новым жанром русской песни:частушка,которая учит понимать народный юмор,отражает жизнь человека,его радости и горести,отношение к окруж. миру и людям
В своей работе я использую фольклор в различных видах деятельности:
-в обучении правильному произношению;
-в беседах;
-в наблюдениях;
-в подвижных играх;
-в играх на развитие мелкой моторики;
-в театрализованной деятельности;
-в инсценировках.
Я хотела бы остановится на использовании детского фольклора в играх с детьми,т. к. игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания интересным,радостным. Дети в игре обретают опыт общения со сверстниками,используя жизнееные ситуации для развития сюжета,обогащается словарь,речь становится эмоционально выразительной
Самые любимые игры для детей-это подвижные игры. Игры,в основе кото
рых часто бывают простейшие попевки-это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений,ловкость,сообразительность.
Так,например,в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок,пастушок,заиграй во рожок!Травка мягкая,роса гладкая,гони стадо в поле,погулять на воле!
Очень нравятся детям игры,требующие творчества,фантазии,выдержки (например игра «Молчанка»,в которой дети должны не рассмеяться,когда их веселит ведущий)
Дети любят играть в такие игры,т. к. в них они самореализовываются,показывают себя,такие игры ценны еще и тем,что развивают речь детей.
Свой опыт,полученный в играх,дети реализуют в театрализованной деятельности,где мы используем инсценировки разных видов. На материале детского фольклора составляем игры-инсценировки,состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Дети инсценировали сказку «РЕПКА» по подгруппам:одна группа играет роль,другая-зрители,потом-наоборот. Дети смотрят,подмечая удачные моменты в игре своих товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях,дети стараются доброжелательно относится друг к другу.
Драматизации сценок и сказок используются и в праздниках для детей. Это «Осенины», «8 марта»; к детям приходят персонажи русских сказок:Емеля,Баба-Яга,Иванушка,Скоморохи.
Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение,на глазах у детей разыгрывается красочное действие:звери разговаривают человеческими голосами,поют,пляшут,играю. Следует подчеркнуть:на фольклор распространяются общие дидактические принципы,разработаннык для дошкольной педагогики.
-принцип активной и посильной самостоятельности
-принцип наглядности
-принцип поэтапности
-принцип художественного исполнения произведения.