Зиновьева Ольга
Народные традиции как неотъемлемая часть современного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно - прикладное искусство является основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.
К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся одежда и декоративные ткани, ковры и мебель, художественное стекло и фарфор, ювелирные и другие художественные изделия, все то, что служит для оформления быта и интерьера, и несет в себе эстетические качества и художественный эффект.
Публикация «Народные традиции как неотъемлемая часть современного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
Традиционное народное творчество широко и многогранно. Оно дало нам резьбу по дереву, роспись, вышивку, кружевоплетение, гобелен, керамику, ткачество, чеканку и т. д. Всем этим направлениям свойственны исключительная содержательность образов, внимание к рациональному построению формы, подчёркнутой декором, красочность и оригинальность.
Пройдя огромный путь развития декоративно - прикладное искусство претерпело большие изменения, ведь все течет, все изменяется. Вместе с социальным и экономическим развитием общества, декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным, включая в себя новые явления и технологии обработки материалов, новые техники исполнения. Появились новые направления декоративного искусства : фитодизайн и флористика, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и многое, многое другое.
Развитие декоративно- прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования должно идти в ногу со временем. И это неизбежный процесс, так как в настоящее время приоритетным развитием образования является внедрение инноваций в образовательный процесс. Это касается всех типов, видов и категорий образовательных учреждений. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Современное дополнительное образование дает детям возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном мире, овладеть дополнительными навыками, умениями и знаниями.
Но, как не растерять среди огромного количества технологических открытий и достижений все самое главное и ценное. Как донести до ума и сердец настоящего и будущего поколений вековую мудрость наших предков, знания о народных традициях, память об историческом прошлом нашего народа, ведь прошлое – родина души человека.
Вспомним слова известного французского социолога и философа 19 века Эмиля Дюркгейма:
«Будущее не импровизируется, его можно построить
лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.
Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,
что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно
частично изменить, чтобы привести их в гармонию с новым содержанием».
Все, куда не посмотри, имеет глубокие корни, уходящие в далекие традиции.
Например, всем известная ювелирная техника «Филигрань» (с латинского языка filum «нить» + granum «зерно») - это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки. Филигрань имеет и другое древнеславянское название «скань», что означает свить, скрутить. Вот и вьются филигранные узоры из полимерной глины в современных женских украшениях, витиевато закручивается бумажная филигрань в «квиллинге».
Плетутся кулоны - подвески древнейшим способом узелкового плетения «макраме». Прихорашивается декоративная кухонная утварь цветами и колосьями благодаря технике «декупаж». А как похожи узоры и орнаменты на овощах и фруктах в «карвинге» на резьбу по дереву. И сколь необычное и новое применение старинного войлока в изготовлении шарфов, сумочек и аксессуаров.
Все мы знаем, что народное искусство помимо эстетического содержания всегда имело более глубокое духовное наполнение, т. к. оно отражает художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняет его историческую память.
Проблему сохранения народных традиций можно с успехом рассматривать в таких современных направлениях, как «Фитодизайн» и «Флористика», основанных на работе с растительным материалом, ведь природный материал использовался испокон веков.
Вспомним, как цветы помогали русичам выразить восхищение и почитание, радость и горе. В праздничные древнеславянские обряды всегда использовали цветы, колосья, фрукты, украшая ими костюмы. Венки долго оставались основным цветочным обрядовым элементом. Их плели из полевых цветов, древесных веток и листьев. На Пасху цветами украшали церкви, столы, куличи. В Вербное воскресенье в церковь несли вербу. На Троицу дома и церкви убирали ветвями берёзы, травой и цветами, плели венки, которыми украшали караваи, дарили суженым, бросали в воду во время гаданий.
Поэтому темы: «Рождественская композиция», «Пасхальная композиция», «Венки. Обереги», «Букет невесты», включенные в образовательную программу «Флористика», позволяют говорить о национальных традициях, привнося в них новое, современное, тем самым осуществляя связь поколений.
Ежегодно проводится Областная выставка - конкурс «Традиционная кукла», одной из номинаций которой является «Рождественский ангел». Наши экспонаты неоднократно занимали призовые места, хотя выполнены были преимущественно из нетрадиционного, флористического материала.
Работу начинаем с тщательного изучения темы, с решения вопросов: «А кто же такие Ангелы, как они выглядят и откуда мы о них узнали?».
Форма занятия – это экскурсия в историю, путешествие в сказку. Чтобы оживить эмоциональную память детей проводится обзор литературных произведений, преданий, легенд об Ангеле – вестнике, посланнике Небес.
Вспомним Ф. М. Достоевского:
«Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
- Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне…»
В качестве дидактического материала предлагается просмотр репродукций известных художников, коллекций ретро открыток.
Практическое выполнение работы - это самый увлекательный процесс. Кроме проверенных временем техник (например, папье-маше, использующегося для создания форм, предлагается освоение новых приемов во флористике, таких как скелетирование листьев, трансформирование материала. Объединение традиционных и современных техник дает прекрасный результат.
Все перечисленные новые направления и техники в декоративно – прикладном искусстве называются одним емким словом «инновационные», дают новые возможности в развитии народной культуры, позволяют сочетание традиций и новаторства, при этом не исключая уважения к мудрости традиционного мастерства и почтительного отношения к народным традициям. А это основа основ, ведь недаром говорят: «Ощутите вашу связь с прошлым, и вы сможете на него опереться».