Елена Борисова
Опыт работы «Народные праздники в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение народных праздников в детском саду имеет важное значение в формировании культуры и воспитанности ребенка. Старинная народная мудрость гласит : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Посредством народных праздников дошкольники знакомятся с традициями, обычаями русского народа, у них воспитывается любовь к Малой Родине. Здесь у ребенка формируются тончайшие наблюдения за особенностями времен года, явлениями природы, миром животных и растений.
Публикация «Опыт работы „Народные праздники в детском саду“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Опыт работы, практика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В процессе организации и проведении народных праздников воспитатель формирует у детей потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а также истории родного края. Таким образом, происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила систематизировать работу по изучению народных праздничных традиций. Считаю, что народные праздники являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей, помогут в воспитании всесторонне развитой личности, сформируют позитивное отношение у ребенка к жизни.
Народные праздники в детском саду мы проводим в соответствии с традиционным народным календарем праздников : Рождество, Крещение, День русской матрешки, Старый Новый год, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Жаворонки, Троица (Праздник русской березки, День семьи, любви и верности (День святых Петра и Февронии, Маковый, Яблочный и Ореховый Спас, Праздник русского самовара, Покров Пресвятой Богородицы – Зазимье, Синичкин день, Новый год и другие. На занятиях по музыкальному развитию, в беседах по ознакомлению с окружающим миром, в процессе чтения детских художественных произведений, закличек, потешек, прибауток, во время просмотра мультфильмов и мультимедийных презентаций, в народных подвижных играх и т. п. мои воспитанники знакомятся с народными обрядами и традициями.
Подбирая методический материал по теме народных праздников, я собрала небольшую фильмотеку мультипликационных фильмов, которые успешно применяю в работе с дошкольниками. В нее вошли такие видео произведения как «Князь Владимир», «Русские напевы», «Жилы-были матрешки», «Секрет матрешки», «Синичкин календарь», «Самовар Иван Иваныч», «Русские народные крестьянские праздники и обряды» (диафильм). Также составила картотеку народных закличек, потешек, прибауток.
Проводя такие праздники православного календаря, как Рождество, Крещение, Пасха мы не делаем акцент на православных традициях русского народа, ведь среди детей моей группы есть представители разных национальностей. Я лишь знакомлю воспитанников с традициями празднования этих праздников в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей.
В соответствии с народной традицией на народном празднике не бывает зрителей. Каждый ребенок может выбрать для себя любую роль (танцор, певец, актер) в соответствии со своими склонностями и способностями. И даже если у ребенка нет ярко выраженных музыкальных и актерских способностей или он долго не посещал детский сад, он все равно активный участник праздника : поет вместе со всеми, участвует в играх и плясках. Здесь моя задача как педагога, найти каждому ребенку возможность для самовыражения.
Народные праздники организуются с интеграцией разных видов детской деятельности : игровой, музыкальной, театрализованной, коммуникативной. Игра — это всегда развлечение, соревнование, стремление каждого участника стать победителем. Исполнение детьми ярких, напевных, поэтичных песен, колядок, частушек, танцев развивает творческий потенциал детей, формирует эстетический вкус, а также благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. В театрализованной деятельности ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, проявить актерские способности, научиться передавать в словах чувства и эмоции, обогатить словарный состав речи. Коммуникативная деятельность помогает детям научиться конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Народные праздники способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являясь своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности. Народные праздники в нашем детском саду – это всегда радостное, веселое событие, которое разделяют взрослые и дети. Они должны не просто войти в жизнь ребенка ярким событием, а и остаться в памяти на долгие годы. Недаром говорят, что впечатления детства самые сильные, незабываемые.
Важно помнить, что эта своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка призвана служить познанию юными гражданами традиций и обычаев своего народа, развивать их мировоззрение, воспитывать в них высокие нравственные принципы и прививать тонкий эстетический вкус. Я уверена, что «народное воспитание» поможет детям осознать свою сопричастность к своей Родине, своему народу.