Наталия Артёмова
Народные праздники в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа сохранению русских традиций и обычаев.
Публикация «Народные праздники в детском саду» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Педагогический коллектив детского сада «Чайка» с. Утёвка строит свою работу по приобщению детей к народной культуре на основе русского праздника. Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. Тускло и серо было бы детство без праздников.
Народные праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствуют сближению всех членов семьи, жителей села Утёвка, выполняют образовательную функцию, т. к. в процессе общения люди обмениваются впечатлениями и новостями.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, коллектив нашего детского сада преследует цель приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры. Одной из задач стало знакомство дошкольников с традициями народного праздника.
При организации детских праздников как особой формы проведения свободного времени соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником : колядки, проводы зимы, радостью собранного урожая, летними гуляньями. Из всего многообразия коллективом детского сада были выбраны наиболее значимые праздники, такие как: «Коляда, коляда, открывай ворота!», «Масленица», «Пасха», «Праздник Урожая».
«Праздник Урожая» Основными целями этого праздника являются расширение социально-коммуникативных умений, осмысление дошкольниками истоков народного праздника. Перед торжеством с детьми проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или «Осень урожайная» дети вместе с родителями изготавливают поделки из овощей, фруктов и других даров природы. Каждая группа оформляет осеннюю композицию. О своеобразии народного земледельческого календаря дети узнают во время интегрированных занятий познавательного цикла. В каждой группе детского сада проходит осенний праздник. Дети учат стихи об осени, песни, водят хороводы.
«Рождество» Цели проведения данного праздника с детьми : способствовать более полному осмыслению исторического наследия прошлого; воспитывать любовь к Родине, своему народу, уважение к русскому языку. В рамках предварительной работы педагоги организуют выставки: «Ёлочная игрушка», «Ёлочка нарядная». Воспитанники вместе с родителями изготавливают из бросового материала оригинальные игрушки. Очень весело проходит развлечение «Коляда, коляда, открывай ворота!» Во время интегрированной образовательной деятельности дети узнают об обычаях и традициях русского народа, особенностях зимних праздников.
«Масленица» Цели проведения этого праздника : представить дошкольникам особенности народных масленичных гуляний; воспроизвести яркие обрядовые моменты праздника; воспитывать гуманизм, человеческое достоинство, гражданскую позицию.
Приобщение к народной праздничной культуре также способствовала интегрированная деятельность, организованная с детьми. Дошкольники с удовольствием и интересом принимали активное участие в народных играх и гуляньях, изготавливали жаворонков из бумаги, привязывали их к воздушным шарам и отпускали в небо, зазывая Весну.
«Пасха» Воспитать художественный вкус, пробудить желание создавать из обычного необычное стало главной целью организации совместной работы детей, воспитателей и родителей по росписи яиц разнообразными способами. Оформленные композиции были представлены на выставке «Пасхальное яичко» в старших группах.
Особое внимание в детском саду «Чайка» с. Утевка уделяется организации совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Она выражается в творческой продуктивной деятельности по подготовке к празднику. Изготавливаются элементы праздничного оформления, аксессуары народного костюма, разучиваются песенки, народные игры, хороводы. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь, дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребёнка, формируя черты русского характера.