МААМ-картинки

Народные мордовские игры в физическом развитии детей дошкольного возраста

Екатерина Аверьянова
Народные мордовские игры в физическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Народные игры имеют важное значение в формировании личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Многие игры способствовали физической закалке детей, играли важную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности.

Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием народа. В них ярко отражались труд, быт, национальные устои.

В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный неповторимый игровой фольклор.

Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, отдает предпочтение народным играм. Такие игры внесли в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно интересными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, настолько близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательные и обучающие возможности, каким является народная игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

Игра является неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Проблема остается в приобщении детей дошкольного возраста к культуре мордовского народа посредством народных игр.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и поэтому через игру ребенка можно многому научить. А больше всего дети любят, конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и развиваем интерес к людям разных национальностей.

В воспитании детей у мордовского народа, с определенной долей условности, выделялось четыре возрастных периода:

1) с момента рождения и до 2-3 лет;

2) с 2 до 5-7 лет;

3) с 5-7 до 13-15;

4) с 15 до 17-18 лет.

Физическое воспитание первых двух периодов проходило под руководством матери, бабушки, старших детей. Главная цель физического воспитания заключалась в сохранении жизни и укреплении здоровья, привитии двигательных умений и навыков. Для достижения этой цели использовались различные средства.

С первых месяцев ребенка окружала поэзия колыбельных песен, потешек, пестушек, считалочек, которые сопровождали движения ног, рук, пальцев малыша. Они развивали детскую психику, мимику, потребность в смехе, двигательные возможности рук, ног, пальцев, речь, интерес к себе и окружающему миру. Первоначальное физическое развитие включало умение вставать, садиться, ползать, ходить, бегать. Для обучения ребенка ходьбе в мордовских семьях изготовлялись специальные скамейки- стоялки и тележки-каталки.

С трехлетнего возраста ребенок познавал основы поведения, взаимоотношения с родителями, родственниками, соседями. В этом возрасте большую роль играет общество сверстников, где основным средством общения являлась игра. Детские игры можно классифицировать следующим образом: сюжетные и спортивные. В сюжетных играх дети, подражая взрослым, воспроизводят трудовые процессы, взаимоотношения людей, повадки животных.

Таким образом, в раннем возрасте физическая культура осуществляла одну из важнейших своих функций – освоение ребенком социального типа жизнедеятельности своего народа.

У детей младшего возраста большое количество подвижных игр спортивного характера, такие как: «В коровку», «В курочек», «В журавлей» «В ворону», «В петушка», «В белочек» и т. д. Кроме своего прямого назначения как средства физической культуры, содействующего улучшению процессов дыхания, кровообращения, эти игры «. воспроизводят иногда древние этапы истории культуры, относящиеся к детскому периоду в истории человечества. Это подражание крику и движениям животных и птиц», – пишет Тайлор [1].

Выполнение несложных физических упражнений в данных играх направлено на развитие подвижности, быстроты реакции, находчивости, сообразительности, внимательности, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости.

С 7-8 лет мальчики брались за лук и стрелы. Лук изготавливался, в основном, из ивы; в качестве тетивы использовался конский волос. «Мишенью при упражнениях в стрельбе из лука служили старые лапти и горшки, которые насаживались на кол или изгородь. Стрельбой из лука занимались и во время пастьбы скота, лошадей», – пишет Н. Ф. Беляева [2].

Игры для мальчиков были в основном спортивного характера, служили выработке у них ловкости, подвижности, силы, выносливости, глазомера, способствовали совершенствованию мышц рук и ног. Поэтому среди подростков были распространены игры, связанные с метанием или бросанием предметов в цель или на расстояние. Например, «Клек», «Шлыган», в которых используются, биты-палки и одна чурка, клек в виде городка, или деревянный шлыган в виде крючка, который вешается на колышек.

У мордовского народа существовало много игр в мяч, который изготовлялся из линяющей (весной) коровьей или собачьей шерсти. Мяч получался плотным и упругим. Для игр использовали мячи небольших размеров. Например, для игры «Мяч об узкую стенку», необходимы: плоская бита, мяч, доска или щит, прибитый к палкам и врытый в землю. Цель игры заключалась в том, чтобы поймать мяч в «поле», куда он посылается сильным ударом биты, и бросать его в щит.

Большой популярностью у мордвы пользовались игры в кости, смысл которых сводился к тому, что нужно было выбить расставленные в одну или две шеренги бабки с кона. Подобные игры имели большое развивающее значение. Особенно полезны они в развитии гибкости пальцев, суставов рук, мышц рук, глазомера. Игра требовала от участников предельной внимательности, быстроты реакции.

У мордовских детей много игр с преобладанием двигательной активности: бег с места, с ходу, жмурки, прятки, догонялки. Это «Салки», «Гонка с выбыванием», «Гонка с преследованием, «Эстафета с преследованием», «Круговая эстафета», «Петушок» и другие. У этих игр комплексное воздействие на ребенка: здесь органично сочетаются движения, физические качества, характер, юмор.

Любимую зимнюю игру мордовских детей «Наша гора», похожую на русскую «Взятие городка», можно назвать «военной игрой». Целью игры является защита флага на вершине искусственной горы. Правила и разрешенные приемы игры способствуют развитию смекалки (отвлекающие маневры, честности, ловкости, борцовских качеств в схватке один на один. Многие мордовские игры, например, в «бабки», «шар», к сожалению, в настоящее время забыты. Однако, широко распространенные в свое время игры в «шар», которые проводились и летом, и зимой, можно рассматривать как своеобразный «народный хоккей». Не случайно, в дальнейшем в Мордовии будет довольно успешно культивироваться хоккей с шайбой и хоккей с мячом [3].

Главную роль в физическом воспитании зимой играли повсеместное катание с горок на ледянке, санках, скамейках, катание на лыжах, которые изготовлялись из брусков березы, клена, а также катание на деревянных с железным полозом коньках. Причем, на таких коньках можно было кататься только с помощью палок с железными наконечниками.

Катание на лыжах, коньках, а также плавание в летний период, которому дети начинали учиться с 5-7 летнего возраста, формировали правильную осанку, волевые качества и являлись одновременно прекрасными закаливающими средствами, так как «. народ имел определенное представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития».

Вместе со взрослыми, подростки участвовали в состязаниях по борьбе во время праздников, сенокоса, испытывая свою силу, волю, ловкость, смелость, находчивость. Традиции народной борьбы нашли отражение в индивидуальном стиле современных спортсменов – борцов Мордовии.

Чем же объяснить такое многообразие форм и видов народной игры? Дело в том, что это многообразие определяется интегративным характером этой деятельности. Игра воспроизводит все основные механизмы человеческой активности: физическую, интеллектуальную, творческую, эстетическую; реализует нравственные качества, психические наклонности и способности индивида. Кроме того, «игра обладает свойством объединять людей, способствовать развитию в них общих интересов и чувств, единого мироощущения и мировосприятия. В игре, с ее заряжающей человека энергией, эмоционально возбуждающей, у человека возникает субъективно ценные переживания, ведущие к развитию определенных черт и свойств. В игре не требуется внешнего принуждения, оно уступило место факторам внутренним – этическим и эстетическим, игра способствует их развитию».

Следует заметить, что в содержание народных игр мордвы со временем вносились новые элементы, отражающие изменения в общественном и семейно-бытовом укладе, а также одновременно они вбирали в себя игровые мотивы других народов, постепенно преобразуются в новые игры, трудно определяемые по национальным признакам. Но в настоящее время, как говорит В. С. Брыжинский: «. с разрушением села, катастрофическим уменьшением мордовского и вообще сельского населения народные игры, как в целом и вся народная культура, подходят к своей последней черте» [4].

Таким образом, можно сказать что игры играют огромную роль в развитии физических качеств детей, которые очень важны в жизни. Осваивая новые элементы в играх дети лучше их запоминают и применяют в своей ежедневной жизни.

Список использованных источников

1. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М. : Политиздат, 1989. – 572 с.

2. Беляева, Н. Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы / Н. Ф. Беляева // Мордва: Ист. - культур очерки. – Саранск, 1995. – С. 277–297.

3. Брыжинский, В. С. Мордовия / В. С. Брыжинский // Игры народов СССР: Сб. – М. ,1985. – С. 71–75.

4. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. – М. : Физкультура и спорт, 1996. – 206 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Русские народные музыкальные игры для детей старшего дошкольного возрастаРусские народные музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста Русские народные музыкальные игры (в авторской обработке) для детей старшего возраста Танцевальная игра "Платочки -расписные уголочки".

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народные мордовские игры в физическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2025 в 08:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные мордовские игры в физическом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Аверьянова (УИ 140378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД