Наталья Трофимова
Народные игры Вологодской области
▼ Скачать + Заказать документы
«Шило»
Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый указательный пальчик ребё нка и при этом приговаривает: «Шило, шило, проскочило». С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Иногда взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»
«Мышка»
Мышка, мышка, серая кубышка,
Продай теремок, продай невысок!
Раз, два, три - купи!
Публикация «Народные игры Вологодской области» размещена в разделах
Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три - купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот - «мышка».
«Нашёптышек»
Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком - это «слепак». А другой - «нашёптышек» - всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не угадал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А девочек - «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Выходи, Любка!» или «Выходи, Груша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и быстро возвращается на место.
«Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается угадать, кто его коснулся.
«Репка»
Играющий цепляется за какой-нибудь неподвижный предмет, например пенёк, ствол или дерево. А каждый следующий игрок обхватывает его за талию. Водящий должен выдернуть «репку», т. е. оттащить игрока от дерева. Если это удаётся, то почти все игроки вследствие потери равновесия падают на землю, и только самые ловкие могут удержаться на ногах.
«Ворона летит»
Эта забава, во многих местах уцелевшая до сих пор, собирает большой круг участников. Дети рассаживаются вокруг стола, положив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от того, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев лежащей на столе руки. Все участники должны также поднять этот палец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает палец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Игра продолжается в убыстряющемся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.
«Лалом играть»
Самая простая забава, в которую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за руки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводила») тащит за собой по улице, делая по пути неожиданные повороты, то ускоряя, то замедляя движение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».
В Никольском районе девочки играли «в верёвочку». Брали длинную верёвку, одна самая сильная хваталась за конец, а остальные за оставшуюся часть верёвки.
В Тарногском районе «тянули репку». Дети становились друг за другом в две параллельные цепочки, обхватив впередистоящих за пояс или ухватившись за полы одежды. Два передних игрока брали друг друга за руки и устремлялись вперёд, таща за собой «репку».
«Лук рвать»
Подобного рода забав существовало очень много. Они отвечали естественному желанию детей покричать, побарахтаться, повозиться всем вместе, в куче.
В Тарногском районе, например, «рвали лук» : игроки вставали друг за другом, обхватив впереди-стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвечала: «Рви, сколько хочешь». Получив разрешение, водящий шёл в другой конец и, ухватив последнего в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.
В Верховажском районе существовала похожая забава. Дети усаживались цепочкой и, обхватив сидящих впереди игроков руками, начинали раскачиваться из стороны в сторону, пока не упадут.
«Барашка купить»
В Великоустюгском районе играют с маленькими детьми так: скрещивают указательный и средний пальцы так, чтобы последний оказался сверху, и спрашивают у ребёнка, протягивая к нему руку со скрещенными пальцами:
«Барашка купишь?» Если тот проявляет интерес и говорит «Да», то разводят пальцы со словами: «Ой, пропал».
«Верёвочка»
Для игры необходима длинная верёвка, концы которой связывают. Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они снова берутся за верёвку. Тот из играющих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.
Правила игры :
1. Верёвку обязательно надо держать двумя руками.
2. По ходу игры верёвка не должна падать на землю.
«В мельницу»
Некоторые игры были направлены на развитие координированного и осознанного движения частей руки или пальцев рук. Так, например, в Белозерском р-не играли со взрослыми дети 5-6 лет. Ребенок сжимал руки «в замок». Взрослый делал то же самое. Затем взрослый говорил: «Моя пашет!» - и поднимал указательный палец левой руки. Ребенок повторял это движение на своих руках и отвечал: «Моя сеет!» - при этом он поднимал указательный палец правой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжал: «Моя спеет!» - и поднимал средний палец левой руки. На что ребенок, повторив движение, отвечал: «Моя жнет!» - и поднимал средний палец правой руки. Так продолжалось перечисление разных видов работ («молотит», «мелет», «пироги печет», «пироги ест», причем темп игры и перечень работ могли изменяться и импровизироваться на ходу. Так, пока кто-то не собьется.
Для детей помладше взрослый сам мог демонстрировать «меленку», попеременно поднимая пальцы то левой, то правой руки («Моя пашет», «Твоя сеет» и т. д.).
«Дуб или вяз?»
Некоторые забавы с детьми, насмешки и шутки над ними были построены на умении вести диалог, направлены на развитие у ребенка способности быстро выбрать наиболее правильный вариант ответа. За неверный ответ тут же следовало наказание. Например, хватали ребенка за нос и тянули в ту или иную сторону, в зависимости от ответа:
- Дуб или вяз?
- Вяз.
- Тяни до глаз!
- Дуб или вяз?
- Дуб.
- Тяни до губ!
- Дуб или вяз?
- Не дуб, не вяз.
- От носа отказ!
(Кирилловский, Сямженский р-ны)
Для центральных и западных районов более характерен иной тип текста, известный и в других областях России :
- Чей нос?
- Савин.
- Куда пошол?
- Славить.
- Чего славить?
- Денежки.
- А куда денежки?
- На преницьки.
- А куда преницьки?
- В брюшинку.
( вариант: - Много ли наславил?
- Три денежки.
- Куда дел денежки?
- На пренички.
- Пренички съев,
Куда крошки дев?
- За окошко.
- Не кидай, не кидай,
Лучше кутюшкам отдай)
(Сямженский р-н)
При последних словах дергали малыша за носик.