Татьяна Попова
Методика организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре, как в ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, активно формируется или перестраиваются психические процессы.
Актуальность обращения к проблеме организации сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста определена задачами, поставленными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, направленными на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей».
Публикация «Методика организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего возраста,» размещена в разделах
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Говоря о методике организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста, следует, по нашему мнению, учитывать особенности сюжетов этих игр.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры дошкольника. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Практика проведения сюжетно-ролевых игр показывает, что с точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются профессиональные; военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов); созидательные (строительство); поиска и открытия (путешествия, «космос»); связанные с искусством («цирк», «театр»); сказочные; фантастические; этнографические («в индейцев»).
На практике, роль или образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными: роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги; роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач); семейная роль (мама, папа, дочка, сын); этнографические роли (индеец); сказочные, карнавальные роли (Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга); роль животного.
Важной составляющей сюжетно-ролевой игры является ее развитие.
На практике косвенное (непрямое) развитие игры должно обеспечить развитие положительного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут отражаться в игре.
Непосредственное (прямое) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми.
Педагог должен помогать детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т. д. Отношения между воспитателем и детьми постепенно становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре.
При организации сюжетно-ролевых игр необходимо осуществлять педагогическое сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. А также важна «игровая позиция воспитателя». Она включает в себя:
- ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
- инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Осуществляя организацию педагогического сопровождения игровой деятельности детей, по нашему мнению, необходимо осуществлять психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (в вопросах развития и образования детей, в том числе в игровой деятельности.
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Учитывая разные ситуации в коллективе детей, которые играют, рекомендуем осуществлять воспитателям и родителям как прямое, так и косвенное руководство игрой.
Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру.
По воздействию на детей сюжетно-ролевые игры можно разделить на кратковременные (стимулирующие) ( например: сюжетно-ролевая игра «Цирк, цирк, цирк».) И длительные ( например: Сюжетная игра «За 80 дней вокруг света». Эта сюжетно-ролевая игра может растянуться на весь год. При организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста : нужна педагогическая разработка плана игры, ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка, распределение ролей, начало игры, сохранение игровой ситуации.
Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты.