Людмила Николахина
Проект «Народное декоративно-прикладное творчество»
ПРОЕКТ : «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ» ТВОРЧЕСТВО
Продолжительность проекта : Краткосрочный
Тип проекта :
Информационно-практико- ориентированный.
Участники проекта :
дети, родители, педагоги подготовительной группы.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
Публикация «Проект „Народное декоративно-прикладное творчество“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин.
Основная проблема
Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться, как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно - прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами.
Цель проекта
Расширить представление детей о Народной культуре, традициях и обычаях. Дать знания о народном, декоративно-прикладном творчестве (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширение представлений о народных игрушках.
Декоративно-прикладное искусство, учит раскрывать красоту и огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и формирует художественный и эстетический вкус.
Цель:
Пополнять копилку знаний детей об основных видах искусства и народного творчества. Закреплять представления детей о характерных особенностях различных народных промыслов. Формировать умение определять и различать эти особенности.
Учить воспроизводить отдельные элементы общего стиля произведений искусства в собственном творчестве. Способствовать развитию творческих способностей, внимания и образного мышления детей.
Обогащать словарный запас детей.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный. Составление плана деятельности.
Сотрудничество с родителями: написать небольшой рассказ «Как коснулась блокада Ленинграда вашей семьи».
Подготовка цикла бесед : Городец, Полхов-Майдан, Гжель.
Подбор музыкальных произведений на тему «Блокадный Ленинград».
Подбор аудиозаписей, книг, иллюстраций.
Презентации: «Городец», «Полхов-Майдан», «Гжель», «Народная культура. Традиции и обычаи». «Декоративно-прикладное искусство»
2 этап – основной, организационно- практический.
Работа с родителями.
Информация в родительском уголке.
Сбор информации, материала по данной теме: песни, стихи, плакаты, фотографии, книги.
Папка передвижка: «Декоративно-прикладное искусство».
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Народное декоративно-прикладное искусство», «Русские народные праздники», «Народные традиции и обычаи»
Общение «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»
Ситуативная беседа: «Чем опасен лёд?»
Дидактические игры: «Природа и человек», «Что лишнее?»
Сюжетно-ролевые игры: «На праздничной ярмарке», «В музее»
Труд: посыпание дорожек песком, подкормка птиц.
Познавательное развитие
Презентации: Народное декоративно-прикладное искусство», «Жостовская роспись», «Народные промыслы», «Вологодские кружева», «Полохов-Майдан роспись», «Синь России», «Городецкая роспись», «Русские матрешки», «Зимние виды спорта».
Рассматривание иллюстраций с изображением предметов народно-прикладного искусства, народных игрушек
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства
Беседы: «Народные промыслы», «Сине-голубая гжель»
Общение: «Чем примечательны изделия городецких мастеров?», «Богородские игрушки», «Чем прославился Полхов-Майдан?», «Русские матрешки»
Беседа о здоровом образе жизни «Зимние виды спорта».
Дидактические игры: «Проведи матрешку по дорожке», «Что изменилось?», «Из чего что сделано?», «Что можно считать парами?», «Русские узоры»
Отгадывание загадок о народных игрушках
Придумывание загадок «Явления природы».
Речевое развитие
Чтение сказки «Мужик и медведь», сказки К. Паустовского «Дремучий медведь», былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», малых фольклорных форм
Составление рассказов по пословицам и поговоркам
Придумывание сказки о гжельской розе
Д/ игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Сине-голубая гжель» «Расписной поднос»
Конструктивно-модельная деятельность: оригами: «Снежинка».
Аппликация «Дымковский петушок»
Лепка «Гжельская чашечка» /пластилинография/
Прикладное творчество «Расписные доски», «Растительный узор на салфетке» /круглой формы/
Конструктивно-модельная деятельность «Строим домики для матрешек»
Слушание русских народных мелодий, русских народных песен
Музыкально-дидактические игры: «Учись плясать по-русски», «Угадай мелодию», «Послушай, повтори».
Физическое развитие
П/ игры: «Хитрая лиса», «Цветные автомобили», «Зайцы и волк»., «Два мороза», «Горелки», «Золотые ворота», «Повелитель лунки», «Гори, гори ясно…», «Встречная эстафета», «Защита крепости»
Спортивные упражнения: «Будь ловким», «Попади снежным комом в цель», «Волшебные снежинки», «Двоеборцы»,
«Быстрые упряжки», «Кто быстрее возьмет скакалку?»
Игра в хоккей, катание с горы на санках, салазках
Создание условий для самостоятельной деятельности
Иллюстрации с изображением предметов декоративно-прикладного творчества, народных игрушек
Предметы декоративно-прикладного творчества
Раскраски с изображением разного вида росписей
Музыкальные инструменты для придумывания русских народных мелодий
Настольно-печатная игра «Народные промыслы».
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «На праздничной ярмарке», «В музее» /предметы народного творчества, народные игрушки/
Материалы для художественно творческой деятельности : бумага, краски, фломастеры, восковые мелки, пластилин, ножницы
Взаимодействие с семьей
Рекомендации по семейному чтению
Оформление папки- передвижки «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре»
Общение на тему «Как знакомить детей с народными традициями»
Папка передвижка «Как заинтересовать детей изобразительным искусством?»
3 этап – заключительный
Выставка детских работ:
Рисование «Сине-голубая гжель» «Расписной поднос»
«Гжельская чашечка» /пластилинография/
Конструктивно-модельная деятельность:
оригами: «Снежинка».
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.
Росписи:
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Полхов-Майданская роспись — производство расписных токарных изделий — матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок — щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов.
Семёновская роспись — изготовление деревянной игрушки с росписью.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
Ды мковская игру шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь; черные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен – согретое солнцем, наполненное небесной влагой, прорастет зерно – начнется новая жизнь…
Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре.
Люди всегда любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружающие их, украшали то резьбой, то вышивкой, то росписью. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до смерти.
Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-ых годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называю изготовления «под Гжель».
Мезе нская ро спись по де реву, или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Практически все предметы с мезенской росписью созданы в конце XIX и начале XX века. Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Как правило, на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом.
В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.
Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской, потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса, наносили узор.
Мезенская роспись — одна из поздних крестьянских росписей. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
Филимо новская игру шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».
Сказка. -
- Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.
Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.
Палехская миниатюра — народный промысел, развивавшийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Игровой массаж
Тушки-тутушки (похлопываем ладонью-лодочкой сверху вниз вдоль позвоночника слева)
На столе пампушки (похлопываем ладонью сверху вниз вдоль позвоночника справа)
На столе пампушки (похлопываем ладонью сверху вниз вдоль позвоночника слева)
А в печи ватрушки (похлопываем ладонью сверху вниз вдоль позвоночника справа).
Постукиваем ладонью, сложенной лодочкой, вдоль позвоночника, отступив от него немного, сначала слева, потом справа, слева и справа и так на каждую строчку движение сверху вниз, но не по самому позвоночнику! Затем у ребенка спрашиваем:
- С чем будешь пампушки, с маком или с изюмом? Если отвечает с маком, то постукиваем мелко-мелко пальчиками по всей спинке. Если отвечает с изюмом, то пощипываем легонько по всей спинке. Дети придумывают разные варианты сами: с медом, с вареньем, с кусковым сахаром и т. д. И движения после ответов детей могут меняться произвольно.
Традиционные народные игры
Скачет, скачет воробей
По считалке выбирают Воробья. Остальные играющие или сидят на скамейке или стоят. Воробей скачет вприпрыжку, машет крылышками, называет по имени кого-либо из детей, кланяется ему, приглашая присоединиться. В это время звучит игровая припевка, в которой называют имя приглашенного:
Скачет, скачет воробей, -бей, -бей,
Собирает всех детей, -тей, -тей:
- Мало, мало, мало нас, нас, нас:
Иди, Сашенька, за нас, нас, нас!
Тот, чье имя произнесли, подходит к воробью, они берутся за руки и скачут вдвоем. Так, поочередно воробей призывает к себе играющих. Когда воробью становится тесно в этой большой компании, все поют песенку по-другому:
Скачет, скачет воробей, -бей, -бей,
Разгоняет всех детей, -тей, -тей:
- Много, много, много нас, нас, нас:
Уходите все от нас, нас, нас!
После слов: «Уходите все от нас!», дети разбегаются. Кого воробей поймает, тот становится новым водящим.
Бабка Ёжка»
Выбирают Бабку-Ёжку. Ее сажают на стул к стене. Остальные берутся за руки и становятся в одну линию напротив Бабы-Яги в конце комнаты или зала. Дети запевают песню, в ритме которой они начинают подходить к Бабке-Ёжке. По окончании игровой припевки кричат: «Раз, два, три – лови!». Бабка-Ёжка бросается догонять детей. Кого поймает, тот становится Бабкой-Ё жкой:
Бабка-Ёжка, костяная ножка,
Нос крючком, волоса торчком,
Печку топила, кашу варила.
Пошла в огород – испугала весь народ,
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на лужайку – испугала зайку!
Дударь
Выбирают «Дударя», затем ходят по кругу, взявшись за руки, и поют:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую!
Пропев песню, все спрашивают:
Дударь, Дударь, что болит?
«Дударь» отвечает: «Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т. д.)».
Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место (либо у себя, либо у соседа) и опять идут по кругу с песней, которая поется еще 3 – 4 раза. Наконец, когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!», и начинает ловить детей. Кого «Дударь» поймает, тот становится Дударь.