Арзамаскова Ника Ивановна
Народная педагогика как средство развития речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Народная педагогика как средство развития речи у детей с ОВЗ.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи : фонетической, лексической, грамматической.
Публикация «Народная педагогика как средство развития речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь – яркий показатель развития ребенка. Гарантия успешного обучения будет выше, если речь ребенка будет развита.
Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. Термин «народная педагогика» в научный обиход ввел К. Д. Ушинский еще в прошлом столетии, подтверждая, что воспитание такое же древнее, как и сам народ. Он считал, что педагогика, созданная народом и основанная на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что это литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный, облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
У детей с ОВЗ слабо развиты, а иногда и не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, причинно-следственные связи, обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей с ОВЗ – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми. Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребенка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.
Для этого педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано в планах на каждый месяц (включая режимные моменты) обозначить такие формы работы:
рассказывание сказок, пересказ сказок;
заучивание потешек и поговорок, пословиц и скороговорок;
рассматривание иллюстраций известных художников к русским народным сказкам;
обогащение и активизация активного словаря детей посредством русского фольклора;
проведение русских праздников, инсценирование сказок, так как связная речь это важная составляющая общего познавательного развития детей.
Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине.
Вот только некоторые из них: Направо пойдешь — клад найдешь, Налево пойдешь — коня потеряешь, Прямо пойдешь — сам пропадешь. Утро вечера мудренее. Не по дням, а по часам. От мала до велика.
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. Ее можно решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики - народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки. Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.
Использование русского народного фольклора на занятиях способствует развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий. Пошел медведь к броду — бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, высох, Встал на колоду — Бултых в воду!
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию. — Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова, цела? — Цела. — Значит, живой? — Живой. — Ну, я пошел домой. Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи
От оптимального решения воспитателя, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор материала для занятий.
Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество. Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Литература
1. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2008, № 5. – С. 32-37.
2. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, 2008, № 8. – С. 20-23.
3. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – М. : Академия, 2013. – 240 с.
4. Фольклор – музыка – театр / под ред. Мерзляковой С. И. М. : Владос. 1999.
5. Никитина А. В. 29 лексических тем. – СПб. : Каро. 2008. 6. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание, № 8. с. 86-91.
6. Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Л. Набок. – М. : Академия, 2010. – 304 с.
7. Рябова, И. Г. Народная педагогика и формирование толерантности в деятельности известных просветителей / И. Г. Рябова, А. П. Орлова // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2. – С. 50–56.
8. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник и практикум: учеб. для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. – М. : Юрайт, 2014. – 333 с.
9. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М. : Сфера. 2011.