Елена Чипизубова
Народная игрушка как средство приобщения дошкольника к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка как средство приобщения дошкольника к народной культуре
Аннотация. В статье обосновано влияние русской народной культуры на развитие личности дошкольника. Утверждается, что народная игрушка – тряпичная кукла помогает ребенку узнавать предметы русского костюма. Тряпичная кукла отражает общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения народа. Подчеркивается необходимость передачи последующим поколениям народных традиций.
Публикация «Народная игрушка как средство приобщения дошкольника к народной культуре» размещена в разделах
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, традиционная игрушка, народный костюм, хороводные игры.
Русская народная культура оказывает серьезное влияние на развитие личности ребенка. Многие историки, культурологи и педагоги изучали национальную культуру и подчеркивали ее неоспоримое влияние на воспитание детей. Писатель и фольклорист В. И. Водовозов результаты своего изучения изложил в статье «Русская народная педагогика». Русский историк и писатель Д. Г. Булгаковский занимался изучением песен и пословиц и также отмечал воспитательную ценность народной культуры. К. Д. Ушинский высоко оценивал значимость народной педагогики в воспитании детей. Хорошо изучив этнографический материал, он пришел к выводу: «мудрость веков – зеркало для потомков», поэтому выступал за народное воспитание, считая его образцом народного развития [1, с. 72].
В фольклорных экспедициях по северно-русским деревням исследователи народного творчества обнаружили стройную, развитую систему знаний о том, как подготовить ребенка к жизни от рождения до юности. В период раннего детства закладываются основы характера, формируется речь, мышление, и не последнее место в этом ряду занимает народная кукла, игрушка. Сегодня изучать традиционную народную куклу можно в этноклубе «Параскева» при Русском этнографическом музее. «Живые» куклы, сделанные из натуральных материалов и по старинным образцам, помогают детям раскрепоститься, поверить в чудеса, а некоторым даже начать общение. Реализовать педагогический потенциал русской народной культуры можно при ее использовании в образовательном процессе.
В структуре педагогических возможностей народной культуры выделяется несколько компонентов: обучающий обеспечивает приобретение детьми системы знаний о народной культуре, декоративно-прикладном искусстве и художественном творчестве; развивающий – выпoлняет роль развития деятельности детей в художеcтвенно-эcтетическом направлении; воспитывающий – oбеспечивает фoрмирование у дошкольников духовно-нравственных качеcтв, уважительного отношения к культурному наследию своего народа, воспитание патриотических чувств и любви к своей Родине.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой. Она не просто радует, забавляет и эстетически развивает, но и дает простор творческой игре [1, с. 29]. Традиционной игрушкой с давних времен даже в самых бедных крестьянских семьях была тряпичная кукла. В своей книге «Русская 45 тряпичная кукла» Г. Л. Дайн пишет: «Традиционная тряпичная кукла несет в себе память культуры и делает это гораздо ярче и глубже, чем другая игрушка» [3, с. 120]. Своим рождением каждая кукла обязана трудовой деятельности человека. В некоторых домах накапливалось очень много кукол. В славянских традициях кукла использовалась в центре разных обрядов (календарных и семейных). В становлении девочки как женщины кукле отводилась важная роль. Тряпичная кукла передавала ребенку целостную форму женской фигуры. Славяне изготавливали куклу из подручных материалов: золы, соломы, лоскутков тряпок, глины. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. Становясь старше, девочки в старину шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, у которой эти куклы получались. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Куклы были безликими. Именно с помощью таких кукол дети узнавали предметы русского костюма, обуви и головных уборов. Эти куклы «рассказывали» детям о том, что такое лен, шерсть, солома, мех, какая бывает вышивка, как и для чего плетут пояса.
В нашей коллекции есть куклы не только русские, но и татарские, марийские, узбекские, армянские, вепсские, саамские. Благодаря этим куклам познается многообразие народностей России, их костюмы, сказки и игры. Тряпичная кукла учит детей любить своих родителей, помогать им в быту, правильно и грамотно вести хозяйство, соблюдать традиции и обычаи своего народа, замечать характерные изменения в природе. Тем более такую игрушку ребенок вполне может сделать сам, и она становится более ценной, так как ребенок приложил к ее изготовлению свою руку.
В нашем учреждении мы проводим консультации и мастер-классы по изготовлению кукол. С детьми мы мастерим кукол от самых простых: крестовых кукол на Масленицу, Зерновушку (из носочка). На второй год мы уже совместно мастерим вертепных кукол. Мы приобщаем детей к традициям русского народа, которые передаются из поколения в поколение, создаем рукотворных кукол в рамках реализации программы «Учимся, играя». К Рождеству мы с ребятами научились лепить мезенских козуль из ржаного теста, а на Масленицу – первых жаворонков. Все это воспитывает, обогащает и развивает культуру детей, погружая их в мир народных традиций.
Список литературы
1. Гаврилова, А. О. Структура педагогического потенциала русской народной культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
2. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения. – Т. 2. – М. : Педагогика,
3. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2017. – 120 с.
4. Василькова, А. Н. Душа и тело куклы. – М. : Аграф, 2018. – 208 с.