Получи документы

Проект «Народная игрушка»

Татьяна Стогнушенко
Проект «Народная игрушка»

«Народная игрушка. Как формировать у детей представление о ней?»

Пояснительная записка

В данной разработке я хочу раскрыть роль народной игрушки через изучение культуры родного края для формирования у ребенка любви к Родине, заинтересованности к особенностям народной культуры через знакомство с разновидностями народных игр и игрушек. Главной проблемой для изучения этой важной темы послужило отсутствие достаточных знаний о народном искусстве у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: интерес,народное творчество, народная игрушка, дымковская игрушка

Актуальность:для достижения целей патриотического воспитания, которые представлены в рамках образовательной программы детского сада, мы раскрываем тему формирования представлений и понятий о народных игрушках. С этой целью должны быть выполнены следующие задачи:

1) Формирования у детей интересов к народной культуре благодаря знакомству с народными играми и игрушками;

2) Воспитание любви к Родине через призму изучения особенностей культуры родного края и страны;

3) Дополнительное вовлечение родителей ребенка в образовательный процесс.

С незапамятных времен народная игрушка была понятна каждому ребенку. Раньше не было фабрик по изготовлению игрушек, и родители делали их своим детям сами. Несмотря на внешнюю простоту народных игрушек, они были очень дороги ребятам и пробуждали творческую фантазию, помогали детям знакомиться с окружающим миром.

К сожалению, не всегда современные дошколята могут играть с куклами-пеленашками, свистульками и игрушками-Петрушками, потому что нет опыта и знаний о них. Дома практически нет таких игрушек, соответственно у детей есть недостаточные представления о народных игрушках.

Огромную роль в этнокультурном образовании детей дошкольного возраста играет просветительская деятельность детей в условиях детского сада, когда у детей в процессе бесед, посещения мини-музея «Народного творчества» и практической деятельности формируются представления о народных игрушках.

Исходя из вышеизложенного, мною был создан проект, направленный на формирование представлений о народной игрушке в жизни детей. Дети рассматривали, сравнивали народные помыслы, играли в народные игры, разрисовывали гипсовые модели игрушек. В проект активно были вовлечены родители: был проведен мастер-класс совместно с родителями, где вместе со своими детьми родители знакомились с разными народными промыслами и совместно разрисовывали дымковскую лошадку. Для подарка мамам на «День матери» были подарены дымковские рыбки, разрисованные ребятами и мамы были в восторге.

Наиболее полное этнокультурное образование ребенка становится возможным благодаря использованию тех предметов, которые на регулярной основе встречаются в окружении ребенка.

Перед воспитателями и родителями стоит важная задача – воспитать в детях любовь к Родине и заинтересованность в культуре родной страны посредством музыки, литературы и искусства. Одной из наиболее эффективных методик в таком случае выступает специально организованная практическая деятельность.

На данный момент в детском саду нет достаточно обширного подхода к формированию творческого воображения детей. Следовательно, необходимо более активное воздействие со стороны воспитателей и взрослых в данной отрасли. С этой целью необходимо разработать специальные условия, которые позволят повысить эффективность процесса развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста.

Творческие способности ребенка наиболее активно развиваются в детстве, когда имеется наибольшая потребность в них. В свою очередь особенности народной культуры позволяют придать важный настрой для этих способностей. Необходимо проработать подходы для наиболее эффективного знакомства детей с творческим наследием Родины.

Народное искусство было признано крайне важным с точки зрения воспитания. В обучении должен быть использован краеведческий принцип, поэтому первоначальное эстетическое образование детей должно формироваться именно во время изучения народного творчества родного края. Однако первоначально следует подготовить специальные условия, которые позволят гораздо проще приобщать детей к изучению народной культуры.

Важен планомерный и постепенный подход. Сначала необходимо подобрать правильную литературу, которая наиболее простым и понятным языком постепенно расскажет детям об особенностях конкретного промысла, позволит уточнить приемы и методы, используемые для создания конкретного элемента.

Для начала необходимо рассмотреть объекты декоративно-прикладного творчества, объясняя детям принципы создания тех или иных элементов.

Алгоритм обучения детей рисованию определенных узоров должен выглядеть следующим образом:

• Знакомство детей с конкретным объектом декоративно-прикладного творчества;

• Формирование навыков, позволяющих нарисовать данный объект.

• Целью данной работы является развитие навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Для достижения данных целей мною был разработан проект «Народная игрушка в жизни детей. Знакомство с дымковской игрушкой». Он направлен на формирование более качественного представления о народных игрушках.

Тип проекта: Познавательно-творческий

Цель: Изучение культуры родного края для формирования любви к Родине, а также заинтересованности к особенностям народной культуры благодаря знакомству с разновидностями народных игр и игрушек.

Проблема: отсутствие достаточных знаний о народном искусстве у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Развитие познавательных способностей;

• Формирование стабильного интереса в народном творчестве через народные игрушки;

• Активное развитие творческих способностей;

• Развитие навыков работы в коллективе;

• Увеличение вовлеченности родителей в проект.

Формы организации работы с детьми

• Коллективная деятельность с детьми. Совместное изучение познавательной и художественной литературы, активная исследовательская деятельность, развивающие игры и беседы. Активная творческая деятельность.

• Обсуждение проблем в контексте народных промыслов.

• Развитие навыков самостоятельной деятельности у детей. Дополнительное изучение материалов, таких как иллюстрации, презентации, познавательная литература.

Прогнозируемые результаты:

• Повышение детского интереса к народному творчеству;

• Формирование любви к Родине;

• Формирование первых знаний и представлений о народных игрушках;

• Появление навыков работы в коллективе;

Дети должны уметь:

• Отличать элементы народного промысла;

• Знать отличительные особенности различных народных художественных направлений.

Выводы:

Детский сад является важнейшей ступенью в формировании у детей первых знаний и представлений о народном творчестве. Первое знакомство происходит посредством народных игр и игрушек. При этом крайне важным становится участие родителей в данном процессе, поскольку все полученные навыки и знания должны закрепляться в семейной жизни. То есть, подразумевается тесная работа воспитателей с родителями. Эффективность такого подхода подтверждается совместной встречей в онлайн формате на базе платформы ZOOM на мастер-классе «Роспись Дымковской лошадки».

Публикации по теме:

Фотоотчет о мероприятиях в рамках недели «Народная игрушка — Матрёшка»Фотоотчет о мероприятиях в рамках недели «Народная игрушка — Матрёшка» «Народная игрушка - Матрёшка" В рамках тематической недели в нашей группе, проходили НОД, мероприятия на тему: «Знакомство с народной.

Народная игрушка своими руками из пластилинаНародная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Народная игрушка»
Опубликовано: 10 сентября 2024 в 13:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Народная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Стогнушенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.

11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД