Ольга Пономарева
Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Направления деятельности социального педагога.
Основные направления деятельности социального педагога в Центре. 1. Работа с семьями воспитанников:
- педагогическое просвещение родителей;
- повышение уровня родительской компетентности;
- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
2. Работа с педагогами :
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве Центра.
3. Работа с воспитанниками :
- подгрупповая, индивидуальная диагностика воспитанников;
- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
- участие в организации досуга детей.
4. Взаимодействие с государственными и общественными структурами:
- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах.
5. Работа с документацией :
- формирование информационного банка данных по работе с семьей;
- разработка годового и учебно-тематического плана работы;
- подготовка годовых и промежуточных отчетов;
- пополнение методической копилки социального педагога.
Основное содержание деятельности социального педагога в Центре.
Организацию работы социального педагога по выделенным направлениям можно представить в виде структурно - функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Информационно - аналитический блок - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
Сбор и анализ информации
об особенностях контингента воспитанников и их семей.
В начале каждого учебного года социальный педагог собирает и анализирует следующую информацию:
1. Индивидуальные особенности контингента воспитанников Центра:
- списочный состав групп.
- комплектование групп;
- состав детей по группе здоровья;
2. Социальный паспорт Центра.
При изучении семьи использую следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы с детьми и родителями, патронаж, интервьюирование, которое провожу сама и с помощью воспитателей возрастных групп.
Диагностика нарушений прав ребенка в семье.
Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:
1 ЭТАП.
Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.
Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, трудно обучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство.
Для выявления таких детей использую методы диагностики - экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп. После исследования их эмоционального состояния педагогом - психологом определяется группа детей, имеющих проблемы в эмоционально - волевой сфере, в том числе детей, проявляющих признаки агрессивного поведения.
2 ЭТАП
Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия).
Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагается дополнительный опросник, который помогает определить насколько агрессивны родители - насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей проводится диагностика «Рисунок семьи», для определения существующих проблем во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.
3 ЭТАП
Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка.
Использую диагностики родительско - детских отношений, направленные на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.
Диагностика по освоению образовательной области
№ Цель Диагностическая
методика Возрастная
группа Срок
проведения
1. Выявление изолированных и отверженных детей Социометрия Старшая и подготовительная к школе группы В начале и конце учебного года
2. Выявление детей с заниженной самооценкой Диагностика
самооценки Старшая и подготовительная
к школе группы В начале и конце учебного года
3. Выявление сформированности гендерной идентичности Беседа, наблюдение по выявлению сформированности гендерной идентичности Старшая группа В начале и конце учебного года
4. Участие в выявлении уровня результатов освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Беседа,
наблюдение Все возрастные группы совместно с воспитателями В начале и конце учебного года
«Социально-коммуникативное развитие».
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
Взаимодействие с родителями и педагогами Центра.
Взаимодействие с родителями в рамках практического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям :
1. Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- лекции;
- индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно-правовая база по защите прав ребенка», «Координация усилий Центра и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в Центре - основа формирования нравственно - волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей - основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»;
- информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Родителям о правах детей»;
- листы - памятки для родителей и педагогов;
- размещение информации на официальном интернет сайте Центра;
Для работы с педагогами используются :
- консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Как прийти к личностно - ориентированной модели общения»,
- лекции - визуализации (например : «Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»).
2. Второе направление - продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения.
- В рамках работы по этому направлению совместно с воспитателями групп используются такие формы, как родительские собрания, семинары - практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника», встречи с интересными людьми, приглашаются семьи неорганизованных детей на мероприятия Центра (например, акция «Здоровое питание дошкольников»). Проведение таких социально - значимых мероприятий для ребенка становится событием. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей.
- С педагогами Центра проводятся мероприятия с использованием различных методов работы.
3. Третье направление - взаимодействие с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска».
Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к «группе риска» : многодетными, неполными, малообеспеченными.
План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска»
№ п/п Объекты
деятельности Виды возможной помощи
1 Работа с неблагополучны-ми семьями - выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния их потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;
- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
- информационная и организационно-посредническая помощь;
- оказание посильной организационно-юридической помощи.
2 Работа с малообеспечен- ными семьями - выявление и учет таких семей, наблюдение, изучение состояния их потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;
- оказание посильной юридической помощи: информирование о получении льгот, защиты прав;
- социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.
3 Работа с многодетными семьями - выявление и учет многодетных семей;
- определение основных проблем и потребностей;
- предоставление информации о пособиях и льготах;
- консультирование членов семьи, социальнопедагогическая поддержка;
- социальный патронаж семей, контроль межличностных отношений.
4 Работа с семьями безработных - выявление таких семей, наблюдение, изучение их потребностей, проектирование возможной помощи;
- оказание посильной организационно-юридической помощи;
- информационная и организационно-посредническая помощь;
- социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.
5 Работа с родителями - опекунами - наблюдение, изучение потребностей семей-опекунов, проектирование возможной помощи;
- посещение семей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи и обследование ЖБУ.
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.
Третий блок направлен на анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия - это: опрос, оценочные листы, экспресс - диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.
Мониторинг освоения образовательной области.
При необходимости по запросу социального педагога используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Социальный педагог совместно с воспитателями групп проводит оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Уровень освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребёнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития.
Уровень освоения программы социального развития
№ п/п Фамилия, имя, отчество ребенка Дата рождения Микро-социальное окружение Макро- социальное окружение Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе Приобщение
к элементарным социальным нормам
и правилам Уровень развития
Вывод:
Уровни освоения: Д - достаточный
БД - близкий к достаточному
НД – недостаточный
Формы взаимодействия социального педагога с семьями воспитанников
по реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Ожидаемые результаты:
Успешная социализация воспитанников Центра;
Гражданское самосознание и общественная позиция родителей воспитанников Центра;
Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности педагогов Центра.
Список используемой литературы:
1. Василькова Ю. В. Опыт и методика работы социального педагога. - М. ,
2001.
2. Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. - 4.1. - Орел, 1994.
3. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М., 2002.
4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М, 2001.
5. Прохорова О. Г. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении. - Норильск, 1996.
6. Торохтий В. С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. 2000.
7. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога.
2002.
8. Интернет-ресурсы.