Получи документы

Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ

Ольга Пономарева
Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Направления деятельности социального педагога.

Основные направления деятельности социального педагога в Центре. 1. Работа с семьями воспитанников:

- педагогическое просвещение родителей;

- повышение уровня родительской компетентности;

- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

2. Работа с педагогами :

Темочки:

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве Центра.

3. Работа с воспитанниками :

- подгрупповая, индивидуальная диагностика воспитанников;

- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;

- участие в организации досуга детей.

4. Взаимодействие с государственными и общественными структурами:

- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах.

5. Работа с документацией :

- формирование информационного банка данных по работе с семьей;

- разработка годового и учебно-тематического плана работы;

- подготовка годовых и промежуточных отчетов;

- пополнение методической копилки социального педагога.

Основное содержание деятельности социального педагога в Центре.

Организацию работы социального педагога по выделенным направлениям можно представить в виде структурно - функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Информационно - аналитический блок - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

Сбор и анализ информации

об особенностях контингента воспитанников и их семей.

В начале каждого учебного года социальный педагог собирает и анализирует следующую информацию:

1. Индивидуальные особенности контингента воспитанников Центра:

- списочный состав групп.

- комплектование групп;

- состав детей по группе здоровья;

2. Социальный паспорт Центра.

При изучении семьи использую следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы с детьми и родителями, патронаж, интервьюирование, которое провожу сама и с помощью воспитателей возрастных групп.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:

1 ЭТАП.

Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.

Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, трудно обучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство.

Для выявления таких детей использую методы диагностики - экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп. После исследования их эмоционального состояния педагогом - психологом определяется группа детей, имеющих проблемы в эмоционально - волевой сфере, в том числе детей, проявляющих признаки агрессивного поведения.

2 ЭТАП

Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия).

Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагается дополнительный опросник, который помогает определить насколько агрессивны родители - насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей проводится диагностика «Рисунок семьи», для определения существующих проблем во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.

3 ЭТАП

Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка.

Использую диагностики родительско - детских отношений, направленные на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.

Диагностика по освоению образовательной области

№ Цель Диагностическая

методика Возрастная

группа Срок

проведения

1. Выявление изолированных и отверженных детей Социометрия Старшая и подготовительная к школе группы В начале и конце учебного года

2. Выявление детей с заниженной самооценкой Диагностика

самооценки Старшая и подготовительная

к школе группы В начале и конце учебного года

3. Выявление сформированности гендерной идентичности Беседа, наблюдение по выявлению сформированности гендерной идентичности Старшая группа В начале и конце учебного года

4. Участие в выявлении уровня результатов освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Беседа,

наблюдение Все возрастные группы совместно с воспитателями В начале и конце учебного года

«Социально-коммуникативное развитие».

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

Взаимодействие с родителями и педагогами Центра.

Взаимодействие с родителями в рамках практического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям :

1. Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Используются следующие формы взаимодействия с родителями:

- лекции;

- индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно-правовая база по защите прав ребенка», «Координация усилий Центра и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в Центре - основа формирования нравственно - волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей - основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»;

- информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Родителям о правах детей»;

- листы - памятки для родителей и педагогов;

- размещение информации на официальном интернет сайте Центра;

Для работы с педагогами используются :

- консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Как прийти к личностно - ориентированной модели общения»,

- лекции - визуализации (например : «Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»).

2. Второе направление - продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения.

- В рамках работы по этому направлению совместно с воспитателями групп используются такие формы, как родительские собрания, семинары - практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника», встречи с интересными людьми, приглашаются семьи неорганизованных детей на мероприятия Центра (например, акция «Здоровое питание дошкольников»). Проведение таких социально - значимых мероприятий для ребенка становится событием. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей.

- С педагогами Центра проводятся мероприятия с использованием различных методов работы.

3. Третье направление - взаимодействие с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска».

Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к «группе риска» : многодетными, неполными, малообеспеченными.

План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска»

№ п/п Объекты

деятельности Виды возможной помощи

1 Работа с неблагополучны-ми семьями - выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния их потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;

- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;

- информационная и организационно-посредническая помощь;

- оказание посильной организационно-юридической помощи.

2 Работа с малообеспечен- ными семьями - выявление и учет таких семей, наблюдение, изучение состояния их потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;

- оказание посильной юридической помощи: информирование о получении льгот, защиты прав;

- социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.

3 Работа с многодетными семьями - выявление и учет многодетных семей;

- определение основных проблем и потребностей;

- предоставление информации о пособиях и льготах;

- консультирование членов семьи, социальнопедагогическая поддержка;

- социальный патронаж семей, контроль межличностных отношений.

4 Работа с семьями безработных - выявление таких семей, наблюдение, изучение их потребностей, проектирование возможной помощи;

- оказание посильной организационно-юридической помощи;

- информационная и организационно-посредническая помощь;

- социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.

5 Работа с родителями - опекунами - наблюдение, изучение потребностей семей-опекунов, проектирование возможной помощи;

- посещение семей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи и обследование ЖБУ.

3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.

Третий блок направлен на анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия - это: опрос, оценочные листы, экспресс - диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.

Мониторинг освоения образовательной области.

При необходимости по запросу социального педагога используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Социальный педагог совместно с воспитателями групп проводит оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Уровень освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребёнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития.

Уровень освоения программы социального развития

№ п/п Фамилия, имя, отчество ребенка Дата рождения Микро-социальное окружение Макро- социальное окружение Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе Приобщение

к элементарным социальным нормам

и правилам Уровень развития

Вывод:

Уровни освоения: Д - достаточный

БД - близкий к достаточному

НД – недостаточный

Формы взаимодействия социального педагога с семьями воспитанников

по реализации образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Ожидаемые результаты:

Успешная социализация воспитанников Центра;

Гражданское самосознание и общественная позиция родителей воспитанников Центра;

Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности педагогов Центра.

Список используемой литературы:

1. Василькова Ю. В. Опыт и методика работы социального педагога. - М. ,

2001.

2. Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. - 4.1. - Орел, 1994.

3. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М., 2002.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М, 2001.

5. Прохорова О. Г. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении. - Норильск, 1996.

6. Торохтий В. С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. 2000.

7. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога.

2002.

8. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Презентация «Основные направления работы с родителями в ДОУ педагога-психолога» Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада. Необходимо проводить обмен опытом.

Формы и методы работы с агрессивными детьми в системе социального партнерства ДОУ и семьи Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют.

Основные направления деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования Основные направления деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа.

Основные направления коррекционной работы с детьми разного уровня здоровья .

Перспективный план работы социального педагога с обучающимися «Группы риска» на учебный год Перспективный план работы социального педагога с обучающимися «Группы риска» на учебный год Цели и направления деятельности Задачи Содержание.

Перспективный план работы социального педагога в ДОУ Перспективный план работы социального педагога. Задачи: 1. Повысить эффективность профилактики и предупреждения неблагополучия в семье и.

Рабочая программа социального педагога ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ социально-педагогической деятельности: 1. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности.

Роль социального педагога в ДОУ Роль социального педагога в детском саду? Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,.

Советы родителям от социального педагога Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесет свои плоды.

Консультация «Три направления коррекционной работы с детьми 5–6 лет с нарушениями поведения» Нарушения поведения у детей - это те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 11:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пономарева (УИ 274262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД