Чекушкина Надежда
Формы и методы работы с агрессивными детьми в системе социального партнерства ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.
Публикация «Формы и методы работы с агрессивными детьми в системе социального партнерства ДОУ и семьи» размещена в разделах
Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – это готовность к совершению таких действий.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. Даже в первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии. В психологии принято выделять 5 видов агрессии :
1. Физическая агрессия (физические действия, направленные против кого-либо) :
• косвенная (направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия)
• прямая (представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение)
2. Вербальная агрессия (словесные угрозы, крики, ругань и т. д.) :
• косвенная (обвинения и угрозы)
• прямая (дразнилки и оскорбления)
3. Косвенная агрессия (агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо) :
• направленная (сплетни, злобные шутки)
• ненаправленная (крики в толпе, топанье, и т. д.)
4. Раздражение (готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости)
5. Негативизм (оппозиционная манера поведения, направленная обычно против авторитета).
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, но все чаще они проявляются с самого раннего детства. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. И число детей с таким поведением стремительно растет.
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?
Причин такого поведения может быть много:
1. Семейные
• Неприятие детей родителями
• Безразличие или враждебность со стороны родителей
• Разрушение эмоциональных связей в семье
• Неуважение к личности ребенка
• Чрезмерный контроль или его полное отсутствие
• Избыток или недостаток внимания со стороны взрослых
• Запрет на физическую активность
• Отказ в праве на личную свободу
2. Личные
• Подсознательное ожидание опасности
• Неуверенность в собственной безопасности
• Личный отрицательный опыт
• Эмоциональная нестабильность
• Недовольство собой
• Повышенная раздражительность
3. Ситуативные
• Плохое самочувствие, переутомление
• Влияние продуктов питания
• Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха
4. Социально-биологические
• Средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия регулярно пропагандируют культ насилия, причем не только для мальчиков, но и для девочек. • Дети идентифицируют себя с агрессивными кино- и мульт-героями и ведут себя соответствующим образом.
• И конечно же важна обстановка в группе. Находясь в агрессивной среде, ребенок вынужден «давать отпор».
Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе, у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Дети, относящиеся к категории «агрессивные» нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Разработаны и используются следующие способы реагирования в случае агрессивных проявлений :
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…», переключение внимания ребенка, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки», позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания, обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…», сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу, команды, жесткие требования, давление, оправдания, подкуп, награды.
Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», но в беседе с глазу на глаз показать истину.
Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности).
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); задавание констатирующего вопроса («Ты злишься?», раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?», обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит», апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
Контроль взрослых над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
В заключении отметим, что всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. К сожалению, данная проблема существует и приобретает огромное значение в полноценном воспитании детей. Усугубляет положение дел и наш современный ритм жизни с ее информационными потоками, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников. Главное здесь - помочь нашим детям увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а партнёра по общению и совместной деятельности.
У нас есть два пути: любовь и миролюбие или поиск социально приемлемых форм выхода агрессии для детей. Какой из них выбрать - решать самим взрослым. Но и в том и в другом случае нужно помнить, что помогать - не значит отвечать насилием на насилие, злом на зло, агрессией на агрессию. Нужно начать с себя: положить конец собственной агрессии и это непременно поможет детям.
В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат. Чтобы эффективно выполнить педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.
Работая с агрессивными детьми, специалисты ДОУ, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Известно, что любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.
На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство детей с ассоциативным типом поведения – это дети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей.
Работу с родителями имеет смысл начинать с установления единых правил и требований (границ дозволенного, предъявляемых к ребенку в семье. Поскольку именно в семье происходит первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения как в семье, так и вне ее. Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса, и в семьях, где правила четко не очерчены, не согласованы между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер. Противоречивость требований в семьях агрессивных детей отражает отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка, а также наличие значительных внутренних противоречий между самими супругами. Для родителей важно иметь четкую, согласованную воспитательную позицию, так как установление родителями правил и выполнение этих правил детьми является той зоной психологического пространства, где возникают конфликты даже в благополучных семьях.
В случае если ребенок избегает проявления открытой агрессии со стороны, то эти факторы поведения и стиля общения со стороны взрослого способствует формированию у ребенка эмоциональной нестабильности, крайней неуверенности в себе. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:
- противоречивость требований к ребенку со стороны родителей, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
- собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
- использование наказаний детей как способа реагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады) ;
- негативный стиль общения с ребенком (использования приказов, обвинений и угроз; постоянное использование : «Правильно сделал?», «Как ты смеешь так со мной разговаривать?» и т. п. ; вербальные оскорбления детей; игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.
Родители агрессивных детей часто нуждаются в помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с собственными детьми.
В основе сотрудничества современного дошкольного учреждения и семьи лежит взаимодействие. Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересна деятельность ДОУ.
Никогда еще родители так часто не участвовали в совместных делах детского сада и семьи. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, социальных партнеров, имеющих общую цель – вырастить гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.