Наталья Нестеренко
Направления работы по развитию монологической речи у дошкольников на примере лексической темы «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь детей дошкольного возраста далека от совершенства. В адресуемых репликах заметны сокращения, употребление просторечных слов, монотонность высказывания. Причинами может быть нехватка словарного запаса, неверное построение предложения, дефектное произношение слов, шаблонность использования синтаксических конструкций, неуверенность в себе вызванная необходимостью удерживать смысловую цепочку излагаемой информации. По этой причине детский монолог получается недостаточно логичным, путаным.
Публикация «Направления работы по развитию монологической речи у дошкольников на примере лексической темы „Посуда“» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Перед педагогами стоит задача развить у детей навык речевого общения, сформировать умение включаться в диалог, поддерживать беседу. Для ребенка важна поддержка со стороны взрослых в стремлении поделиться своими переживаниями, впечатлениями или новостями. Выслушивая эмоциональный рассказ малыша о новой игрушке или о незабываемой поездке на море, мы побуждаем ребенка к дальнейшему общению с окружающими людьми, что приводит к оттачиванию навыков речевого высказывания.
Обучение монологической речи детей проводится на занятиях по развитию речи в соответствии с программными требованиями дошкольного образования, где детей учат формировать связное высказывание в различных формах: в предложениях, в рассказах, в стихах,в пересказах текстов.
Продумывая работу по развитию связной речи желательно обобщать разные речевые упражнения одной лексической темой. Единая тема, взятая сроком на неделю, даёт возможность познакомить детей с новым материалом, расширить знания детей и закрепить полученные знания.
Предлагаю подборку дидактического материала по развитию монологической речи на примере лексической темы «Посуда», где предлагаются задания по разному уровню сложности.
«Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Логопед выставляет на доске по две картинки. Дети должны составить предложения, например :
«Кастрюля сделана из железа, а стакан — из стекла. Ложка сделана из дерева, а чашка — из фарфора». И т. д.
«Объясни слово». Уточнить значение слов: мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить внимание детей на время суток приема пищи).
«Придумай предложение с помощью картинок» Составление предложений с опорными словами. Логопед выставляет на наборное полотно картинки:
- повар,половник, кастрюля;
- чашки, блюдца, полотенце;
- кастрюля, сковородка, овощи.
«Что в чём?» Учить образовывать существительные с помощью суффиксов –иц, -ик, -онк, -ёнк и отвечать развёрнутым предложением.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки: сахарница, солонка, перечница, конфетница, хлебница, масленка. Дети должны составить предложения, например :
"В сахарнице подают сахар на стол. "
«Опиши с помощью схемы» Составление рассказа- описания по схеме:"Детали чайника".
«Рассмотри и расскажи» Составление рассказа- описания по опорным картинкам
"Как Паша с Машей мыли посуду".
«Посуда»-стихотворение для заучивания.
. Жила-была посуда : чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.
«Сказка о чайнике» : Логопед предлагает детям выучить сказку, а потом придумать аналогичную о каком-либо предмете посуды
«Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили».
Вопросы к сказке:
«С кем жил чайник?
Какой он был по размеру?
Какие части есть у чайника?
Из чего сделан чайник?
Почему его любили люди?»
Подводя итог, обращаю внимание на то, что монолог – это логически связанная речь, объединенная одной темой, высказывание,обязательно адресованное слушателю.
Специальные занятия по развитию монологической речи – это лишь часть работы. В овладении этим навыком помогает знакомство с окружающим миром, природой, художественной литературой, наблюдение за явлениями природы и т. д. Кроме того, большую роль в развитии связной монологической речи играет живое общение ребенка с родителями и сверстниками.