Папки-передвижки

Направления работы по развитию монологической речи у дошкольников на примере лексической темы «Посуда»

Наталья Нестеренко
Направления работы по развитию монологической речи у дошкольников на примере лексической темы «Посуда»
▼ Скачать

Речь детей дошкольного возраста далека от совершенства. В адресуемых репликах заметны сокращения, употребление просторечных слов, монотонность высказывания. Причинами может быть нехватка словарного запаса, неверное построение предложения, дефектное произношение слов, шаблонность использования синтаксических конструкций, неуверенность в себе вызванная необходимостью удерживать смысловую цепочку излагаемой информации. По этой причине детский монолог получается недостаточно логичным, путаным.

Публикация «Направления работы по развитию монологической речи у дошкольников на примере лексической темы „Посуда“» размещена в разделах

Перед педагогами стоит задача развить у детей навык речевого общения, сформировать умение включаться в диалог, поддерживать беседу. Для ребенка важна поддержка со стороны взрослых в стремлении поделиться своими переживаниями, впечатлениями или новостями. Выслушивая эмоциональный рассказ малыша о новой игрушке или о незабываемой поездке на море, мы побуждаем ребенка к дальнейшему общению с окружающими людьми, что приводит к оттачиванию навыков речевого высказывания.

Обучение монологической речи детей проводится на занятиях по развитию речи в соответствии с программными требованиями дошкольного образования, где детей учат формировать связное высказывание в различных формах: в предложениях, в рассказах, в стихах,в пересказах текстов.

Продумывая работу по развитию связной речи желательно обобщать разные речевые упражнения одной лексической темой. Единая тема, взятая сроком на неделю, даёт возможность познакомить детей с новым материалом, расширить знания детей и закрепить полученные знания.

Предлагаю подборку дидактического материала по развитию монологической речи на примере лексической темы «Посуда», где предлагаются задания по разному уровню сложности.

«Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Логопед выставляет на доске по две картинки. Дети должны составить предложения, например :

«Кастрюля сделана из железа, а стакан — из стекла. Ложка сделана из дерева, а чашка — из фарфора». И т. д.

«Объясни слово». Уточнить значение слов: мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить внимание детей на время суток приема пищи).

«Придумай предложение с помощью картинок» Составление предложений с опорными словами. Логопед выставляет на наборное полотно картинки:

- повар,половник, кастрюля;

- чашки, блюдца, полотенце;

- кастрюля, сковородка, овощи.

«Что в чём?» Учить образовывать существительные с помощью суффиксов –иц, -ик, -онк, -ёнк и отвечать развёрнутым предложением.

Логопед выставляет на наборное полотно картинки: сахарница, солонка, перечница, конфетница, хлебница, масленка. Дети должны составить предложения, например :

"В сахарнице подают сахар на стол. "

«Опиши с помощью схемы» Составление рассказа- описания по схеме:"Детали чайника".

«Рассмотри и расскажи» Составление рассказа- описания по опорным картинкам

"Как Паша с Машей мыли посуду".

«Посуда»-стихотворение для заучивания.

. Жила-была посуда : чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,

И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

«Сказка о чайнике» : Логопед предлагает детям выучить сказку, а потом придумать аналогичную о каком-либо предмете посуды

«Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили».

Вопросы к сказке:

«С кем жил чайник?

Какой он был по размеру?

Какие части есть у чайника?

Из чего сделан чайник?

Почему его любили люди?»

Подводя итог, обращаю внимание на то, что монолог – это логически связанная речь, объединенная одной темой, высказывание,обязательно адресованное слушателю.

Специальные занятия по развитию монологической речи – это лишь часть работы. В овладении этим навыком помогает знакомство с окружающим миром, природой, художественной литературой, наблюдение за явлениями природы и т. д. Кроме того, большую роль в развитии связной монологической речи играет живое общение ребенка с родителями и сверстниками.

Публикации по теме:

«Чайная посуда». Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Дидактические задачи: Активизация словаря детей по теме. Уточнение функционального назначения посуды Образование множественного числа существительных.

Игры по закреплению лексической темы «Овощи»Игры по закреплению лексической темы «Овощи» Игра «Чудесный мешочек» Цель: Развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих проявлений в условиях активного участия их.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Рассказывание на темы скороговорок» Развитие речи Тема: Рассказывание на темы скороговорок. Воспитатель группы №11 Михайлюк А. С 10.11.15 г. Развитие речи Тема: Рассказывание.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Конспект занятия по развитию речи по лексической «Одежда» ко Всемирному Дню логопедаКонспект занятия по развитию речи по лексической «Одежда» ко Всемирному Дню логопеда Конспект занятия по развитию речи по лексической теме: «Одежда», ко Всемирному дню логопеда. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича» Ход занятия 1. Организационный момент. Л-д: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Вы согласны, тогда отправляемся в страну.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Творческие работы детей по лексической теме «Посуда». Фотоотчет.Творческие работы детей по лексической теме «Посуда». Фотоотчет. Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня представляю Вашему вниманию детские работы по лексической теме: "Посуда". 1. Рельефная лепка " Украсим.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления работы по развитию монологической речи у дошкольников на примере лексической темы «Посуда»
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 18:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления работы по развитию монологической речи у дошкольников на примере лексической темы «Посуда»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нестеренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД