Люда Вакина
Направления работы по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование графомоторных навыков это процесс формирования необходимых двигательных, зрительно-моторных, пространственных предпосылок письменной.
Проблема развития графических навыков у детей с общим недоразвитием речи в наше время является актуальной, поэтому так важно уделять. в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки
Публикация «Направления работы по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Работу по формированию графических навыков рекомендуется проводить в нескольких направлениях :
• Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации;
• Продуктивная деятельность
• Игры с мелкими предметами
• Развитие пространственной ориентировки
• Формирование и совершенствование базовых графических умений и навыков.
Основные этапы работы по совершенствованию общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук включает в себя: самомассаж ладоней; самомассаж тыльной стороны кистей рук; самомассаж пальцев рук.
Использую …
2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением –
3. «Ходилки» пальчиками одной руки (ведущей) по тренажерам начинаем - с указательный и средний; указательный и безымянный. указательный и мизинец, большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец; средний и безымянный. средний и мизинец, безымянный и мизинец.
- то же самое пальчиками левой (правой) руки;
- содружественные шаги пальчиками обеих рук.
4. Кинезеологические упражнения «Колечко». Поочередно пальцы рук соединяются в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний безымянный и мезинец. Проба выполняется от указательного пальца к мизинцу и в обратном, от мизинца к указательному пальцу, порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. После того как ребенок уверенно выполняет пробы переходим к выполнению пробы встречными движениями: на правой руке начинаем выполнять начиная с мизинца, на левой – с указательного и наоборот.
«Змейка». Скрестить руки, повернуть ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, на который укажет ведущий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. Добиваться. Чтобы пальцы двигались точно и четко, не допуская синкинезий.
5. Кинезеологическую пробу «кулак-ребро-ладонь» начинаем выполнять с пробы «кулак- ребро», потом «ребро – ладонь», затем «ладонь- кулак» после всего переходим к выполнению всей пробы «кулак-ребро-ладонь» Упражнения выполняются в медленном темпе, затем темп увеличиваем.
Продуктивная деятельность
1. На протяжении долгого времени веду проектную деятельность по работе с бумажными салфетками. Из разрезанных на мелкие квадратики салфеток скатываем шарики, из которых впоследствии делаем поделки по лексическим темам (листочки, снежинки, первые цветы, подарки родителям; на занятиях по коррекции звукопроизношения выполняем поделки из салфеток на 8 марта – цветы, возлагаем букеты к памятнику павшим в годы войны; в конце учебного года украшаем музыкальный зал к выпускному балу большими разноцветными цветами.
2. Пластилинография - это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Приемы работы с пластилином - «примазывание», «колбаска» и «шарик» - приносят пользу развитию мелкой моторики пальцев рук ребёнка. Поделки выполененнные в технике пластилинография
Игры с мелкими предметами
Игры с мелкими предметами:
- «Шнуровки - лабиринты», «шнуровки-браслеты», «шнуровки – пуговицы».
- «Бусы» - нанизывание мелких предметов на леску – мелко нарезанных трубочек, пуговиц, бусин.
- «Мозаика» - выкладывание мозаики, выкладывание мозаики из камешков Марблс.
- «Чудесный горшочек» - искать мелкие игрушки в наполненном, нарезанными мелко коктейльными трубочками.
- «Застежки» - длинные и короткие молнии, крупные и мелкие пуговицы.
Развитие пространственной ориентации на плоскости
Обучение детей ориентировке на плоскости начинаю с ориентировки в квадрате, в клеточке, на тетрадном листе.
Знакомство с клеткой-тренажером. Для этого необходимо вырезать квадрат из нелинованной бумаги. Отметите центр, левый верхний и нижний углы, правый верхний и нижний углы. Цветным фломастером прочертите правую и левую, нижнюю и верхнюю стороны. Познакомить ребёнка со сторонами и углами квадрата-клеточки. Сначала вместе с ребенком расставляю игрушки из киндер-сюрпризов проговариваем – ставлю лягушку в нижний левый угол, мишку на правую сторону и тд. также можно выкладывать игрушки на любой плоскости – столе, магнитной доске.
Формирование и совершенствование базовых графических умений и навыков.
Под графическими навыками и подразумеваются умение владеть карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам. Графические навыки – один из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узора по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.).
Работу по развитию графических навыков ведётся принципу «от простого к сложному». Для этого определяю уровень владения ребенка карандашом – рисуем «дорожки», «трамплины», «ручейки», «заборы». Если ребенок может проводить прямые и волнистые линии уверенно, без отрыва, переходим к следующему этапу – обведение шаблонов;
- обведение предметов по контуру;
- штриховка предметов карандашами в заданном направлении;
- раскрашивание предметов карандашами в заданном направлении;
Работа в тетради в крупную клеточку.
- Вертикальные и горизонтальные линии сверху вниз. Слева направо в одну и две клеточки
- наклонные и прямые линии в одну и две клеточки;
- круги, овалы, дуги, волнистые линии
- треугольники, квадраты, прямоугольники.