Елена Храмова
Презентация «Направления и содержание логопедической работы при ОНР I уровня»
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР.
Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста.
Впервые понятие ОНР ввела пр. Р. Е. Левина в 1960е г. Жукова, Мастюкова - преодоление ОНР у детей.
Темочки:
I уровень речевого развития - ребенок понимает речь окружающих в среднем на 30% в знакомой, ситуационно близкой обстановке.
Собственная речь - активный словарный запас состоит из лепета и звукоподражаний, есть несколько малоупотребительных слов, но значение этих слов понимается либо широко, либо очень узко. Дети с 1 уровнем не пользуются фразой. Вне ситуации общения речь непонятна даже близким людям.
Звукопроизношение - грубо нарушено, неустойчивое, неосознаваемое.
Фонематический слух и восприятие - находятся на низшей ступени развития, пробы ребенок не выполняет, потому что не понимает даже смысла заданий.
Особенности занятий с детьми 1 уровня. Все занятия проводятся в виде игры.
На занятиях должны царить дух доброжелательности, чтобы у ребенка был настрой.
Никогда не заставлять ребенка что-либо сказать или повторить, отказ ребенка игнорируется, не фиксировать свое внимание на нем.
Занятие проводиться с одним ребенком или с двумя.
Речь взрослого д. б. неторопливой и немногословной.
Нужный лексический материал «дежурный» на занятиях и данная лексика д. б. употреблена многократно.
Неправильные произнесенные ребенком слова в таком виде не повторять.
Не допускать критику детской речи, т. к. в ответ на критику возникает речевой мутизм.
В соответствии от изучаемой темы занятия м. проводить вне стен логопедического кабинета.
Задачи и содержание I этапа.
Расширение знаний и представлений детей об окружающей действительности (уточнение и расширение словаря).
Развитие подражательности (действие + звуковое сопровождение)
Активизация словаря детей.
На первое занятие можно приглашать маму или ребенка спокойного, дисциплинированного с более хорошей речью, послушного, основной вид деятельности - совместная игра с ребенком, она д. б. приближена к жизненному опыту ребенка. Ничего лишнего в поле зрения во время игры быть не должно. Должны изучаться лексические темы, отражающие привычную бытовую обстановку для детей (м. б. умывание, сборы на прогулку, принятие пищи, приборка в игровом уголке, общение на прогулке)
Чтобы избежать узкого или широкого понимания значения слова необходимо особо подобрать наглядное пособие. Например : на одно слово д. б. несколько предметов, которые должны отличаться чем-либо, например формой, величиной, ситуацией т. д. Итогом работы на этом этапе д. б. стремление к сотрудничеству с логопедом и достаточный уровень подражательности.