Марина Лежачева
Проект во второй младшей группе «Огород на подоконнике»
Наименование проекта «Огород на подоконнике».
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели группы, родители. Возраст детей: 3-4 года лет
Публикация «Проект во второй младшей группе „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность проекта :
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Проблема:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта :
Формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность, формирование экологической культуры у детей и родителей.
Задачи:
• Расширить знания детей о культурных растениях;
• Формировать у детей представления о росте и потребности растений. Дать наглядное представление о необходимости света, тепла и влаги для их роста.
• Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность.
• Развивать интерес к посадке растений (лук, посеву семян.
• Развивать умение узнавать и называть части растения.
• Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву.
• Развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия и сотрудничества.
• Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
• Развивать познавательные и творческие способности.
Задачи для родителей:
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
• Выставка детских работ.
• Фотоколлаж для родителей «Наш огород».
• Перенесение огорода на улицу.
Проект включает в себя три этапа:
• Подготовительный.
• Основной (исследовательский).
• Заключительный.
Значимость Проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.
Предполагаемый результат Проекта :
Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп и другие овощные культуры. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов. Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Разработка конспектов ООД по теме
4. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики «Три вопроса». Что растёт на огороде? Как и почему растут растения? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?
Работа с родителями:
1. беседа с родителями о предстоящей работе;
2. подготовка семян и луковиц;
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Познавательная деятельность:
• беседа с детьми познавательного характера.
• рассматривание и сравнение семян.
исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
Трудовая деятельность:
Подготовка земли, материала для посадки.
Посадка семян овощных культур: лук, редис, укроп, помидор, огурец;
цветы: бархатцы;
посев: пшеница, горох.
Полив и уход за растениями на «огороде».
Оформление огорода на окне.
Наблюдения:
Наблюдение за появлением и ростом первых ростков.
Наблюдения за ростом корневой системы лука, в прозрачном посадочном контейнере.
Опыт - наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).
«Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, чёрного цвета, сыпучая)
«Семена растений отличаются друг от друга». Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга. Семена разных цветов.
Работа с родителями:
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
• подборка раскрасок про овощи с участием родителей;
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт». Цель:Рассказать детям для чего необходим человек уогород, закрепить знания какие существуют виды овощей. Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена». Цель: Обобщить представления детей о семенах и росте, и развитии овощей, развивать самостоятельные обследовательские действия, воспитывать познавательный интерес к жизни растений
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
3. Практическая деятельность:
Отбор и посадка лука
Посев семян.
Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Собери из частей целое». «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Четвертый - лишний»; «Большой маленький», домино, «Назови растения которое покажу».
Подвижные игры: «Съедобное – несъедобное», «Репка», «Посади и собери урожай», эстафета «Уберём урожай овощей и фруктов» и др.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин» «Угостим кукол вкусным супом».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
5. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание раскрасок.
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
• Рисование «Лук от всех недуг»
Аппликация «Лук».
6. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Составление совместного рассказа: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Продукты проекта :
Выставки детских работ «Лук» (рисование, «Овощи» (лепка, «Лук»(аппликация)
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
• Перенесение огорода на улицу;
• Фотоколлаж «Наш огород».
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по выращиванию овощных культур в своих огородах.
Анализ результативности
Итоги проекта
• В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
• Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
• Дети увидели многообразие посевного материала
• Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Литература:
Аксёнова Ф. «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с
Шорыгина Т. А., Овощи. Какие они? М. Издательство ГНОМ и Д, 2004.- 88с