Папки-передвижки

Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях. Продолжение 3

Вера Ташкина
Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях. Продолжение 3
▼ Скачать + Заказать документы

2.3. Демонстрация диафильмов и кинофильмов как метод обучения в дошкольном образовании

В дошкольном образовании демонстрация диафильмов и кинофильмов — это один из эффективных методов визуального обучения, который помогает развивать познавательные, эстетические и социальные навыки детей. Использование диафильмов и кинофильмов позволяет дошкольникам познакомиться с окружающим миром в интересной и наглядной форме, при этом расширяя их знания, словарный запас, формируя эстетическое восприятие и эмпатию. Этот метод обучения в игровой форме дает возможность детям легко усваивать новые знания и лучше запоминать информацию.

Публикация «Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях, Продолжение 3» размещена в разделах

Цели метода включают :

Развитие познавательного интереса. Показ фильмов и диафильмов мотивирует детей к изучению окружающего мира, помогает расширить кругозор.

Формирование эмоциональной и социальной чувствительности. Кинофильмы и диафильмы нередко затрагивают такие темы, как дружба, забота, помощь, позволяя детям лучше понимать социальные нормы и ценности.

Развитие визуального восприятия и воображения. Фильмы обогащают детей новыми образами, способствуют формированию ассоциативного и образного мышления.

Расширение словарного запаса и развитие речи. Просмотр фильмов и диафильмов дает возможность знакомиться с новым языковым материалом, развивать умение выразить свои мысли и описать увиденное.

Задачи демонстрации диафильмов и кинофильмов:

Пробудить у детей интерес к познавательной и эстетической деятельности.

Формировать у детей первоначальные знания об окружающем мире.

Способствовать развитию воображения, мышления и наблюдательности.

Развивать умение концентрировать внимание и усидчивость.

Преимущества метода демонстрации диафильмов и кинофильмов

Доступность и наглядность. Фильмы и диафильмы показывают ситуации, которые дети не могут увидеть в реальности (например, процесс работы заводов или жизнь диких животных).

Эмоциональное воздействие. Киноязык помогает вызывать эмоции, которые способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала.

Развитие познавательных процессов. Демонстрация фильмов активизирует внимание, мышление и память детей.

Возможность организации группового просмотра. Дети могут обсуждать увиденное, делиться впечатлениями, что развивает коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.

Разнообразие содержания. С помощью фильмов можно охватить множество тем: от природы и искусства до социальных отношений и профессий, что помогает формировать целостное мировоззрение ребенка.

Виды фильмов для показа в дошкольном образовании

В дошкольных учреждениях используются различные типы фильмов и диафильмов, которые направлены на решение образовательных и воспитательных задач. Основные виды включают:

Образовательные диафильмы и фильмы. Они помогают формировать у детей представления о природе, культурных традициях, исторических событиях, правилах безопасности и социальных нормах.

Мультипликационные фильмы. Мультфильмы знакомят детей с социальными ролями, помогают осваивать понятия дружбы, добра и справедливости. Они пробуждают интерес к творчеству и развивают воображение.

Художественные фильмы и сказки. Эти фильмы способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, помогают формировать нравственные ориентиры и дают эстетическое наслаждение.

Фильмы о природе и окружающем мире. Они знакомят детей с флорой и фауной, показывают природные явления, что развивает познавательный интерес и формирует основы экологического сознания.

Принципы организации и проведения демонстрации фильмов и диафильмов

Для успешного проведения демонстрации педагог должен соблюдать ряд принципов, которые обеспечивают эффективность восприятия и достижения поставленных целей:

Возрастная адаптация. Содержание и продолжительность фильма должны соответствовать возрасту детей. Например, для младших дошкольников рекомендуется демонстрировать более короткие и яркие фильмы, в то время как старшие дети могут смотреть более продолжительные фильмы с более сложным сюжетом.

Целеполагание и подготовка. Педагог заранее ставит образовательные и воспитательные цели, выбирает фильм, соответствующий тематике занятия, а также готовит вопросы для обсуждения.

Атмосфера и внимание. Важно создать обстановку, в которой дети смогут сосредоточиться на фильме. Это может включать затемнение помещения и предварительное обсуждение темы фильма для подготовки внимания детей.

Активное участие детей. После просмотра фильма педагог организует обсуждение, задает вопросы, позволяет детям выразить свои мысли и впечатления.

Закрепление и рефлексия. Педагог может предложить детям творческие задания, связанные с темой фильма, например, нарисовать понравившийся момент, разыграть сценку или рассказать сюжет своими словами.

Основные этапы демонстрации диафильмов и кинофильмов

Подготовительный этап. Педагог кратко рассказывает детям о сюжете фильма или диафильма, обсуждает с ними, что они могут увидеть, задает вопросы для актуализации знаний и формулирует цели просмотра.

Этап демонстрации. Дети смотрят фильм или диафильм. Важно, чтобы продолжительность просмотра соответствовала их возрасту, так как дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание на одном и том же объекте.

Обсуждение и анализ. Педагог вместе с детьми обсуждает содержание фильма, анализирует действия героев, задает вопросы по сюжету и побуждает детей высказывать свои мысли и эмоции.

Закрепление и творческое выражение. Педагог предлагает детям творческое задание: нарисовать или рассказать, что больше всего запомнилось, либо разыграть сцену из фильма. Это помогает детям закрепить воспринятое и развивает их воображение и речевые навыки.

Примеры использования метода демонстрации диафильмов и кинофильмов в дошкольном образовании

Фильм о животных. Детям показывают фильм о жизни лесных зверей. После просмотра педагог обсуждает, какие животные запомнились детям, что они делают зимой и летом, как заботятся о потомстве. Дети могут нарисовать понравившегося героя или рассказать историю.

Мультфильм на социальные темы. Например, мультфильм о дружбе, где персонажи помогают друг другу. Педагог обсуждает с детьми, что значит быть другом, почему важно помогать другим, побуждает детей вспомнить примеры из своей жизни.

Диафильм по мотивам сказки. Дети просматривают диафильм по известной сказке. После просмотра педагог задает вопросы о персонажах и событиях, помогает детям осмыслить мораль и понять основную идею сказки.

Короткометражный фильм о профессиях. Дети узнают о работе пожарных, врачей, учителей и т. д. Педагог обсуждает с детьми, чем занимается каждая профессия и почему она важна для общества, что помогает сформировать уважительное отношение к труду взрослых.

Возрастные особенности организации просмотра фильмов и диафильмов

Младший дошкольный возраст (3-4 года). Для этого возраста выбираются короткие и простые фильмы или мультфильмы, где сюжет предельно ясен, а изображения — крупные и яркие. Педагог помогает детям понять содержание, задавая простые вопросы и направляя внимание на основные моменты.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Фильмы становятся немного более продолжительными, с акцентом на эмоциональное содержание. Дети могут обсуждать события и мотивы героев, учатся обобщать увиденное и делать простые выводы.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Детям показывают более сложные по содержанию фильмы с разветвленным сюжетом и моральной нагрузкой. Педагог помогает детям анализировать поведение персонажей, обсуждать их действия, развивает умение сопереживать и выражать собственное мнение.

Метод демонстрации диафильмов и кинофильмов в дошкольном образовании является мощным инструментом для всестороннего развития детей. Он помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, формирует базовые социальные навыки, расширяет знания об окружающем мире и способствует развитию речи.

2.4. Показ образца-задания, способа действия и др. как метод обучения в дошкольном образовании

Показ образца, задания или способа действия — это метод обучения, в котором педагог демонстрирует детям определенный образец или процесс выполнения задания, после чего дети повторяют или воспроизводят увиденное. Этот метод играет важную роль в обучении дошкольников, так как дети младшего возраста активно учатся через наблюдение и подражание взрослым.

Цели показа образца включают :

Формирование практических навыков и умений у детей, которые они могут применять в будущем.

Развитие навыков подражания и воспроизведения — дети учатся наблюдать и копировать действия, развивая моторику, координацию и внимательность.

Повышение уверенности и самостоятельности — дети, видя пример, легче воспринимают задание и могут приступать к его выполнению с большей уверенностью.

Формирование основ самоконтроля и оценки. Дети учатся сравнивать свои действия с образцом, что развивает их способность к анализу и оценке своих успехов.

Задачи метода включают :

- показать детям алгоритм выполнения определенного действия;

- научить детей работать по образцу, выполняя указанные шаги и соблюдая последовательность действий;

- развивать наблюдательность, внимание и усидчивость;

- способствовать формированию положительной мотивации к выполнению задания.

Преимущества метода показа образца

Наглядность. Демонстрация образца позволяет детям наглядно увидеть, каким должно быть выполнение задания, облегчая процесс восприятия и обучения.

Повышение уверенности. Дети видят пример выполнения и чувствуют себя увереннее, выполняя действия вслед за педагогом.

Усвоение алгоритмов. Дети учатся следовать пошаговому выполнению задачи, что развивает их аналитическое мышление и понимание последовательности действий.

Соответствие возрастным особенностям. Дошкольники легче усваивают материал, когда видят его примерное выполнение, что соответствует их природной склонности к подражанию.

Виды показа образца в дошкольном образовании

В зависимости от задачи и уровня развития детей, педагог может применять различные виды показа:

Показ готового образца-задания. Например, показ уже выполненной аппликации, рисунка, поделки. Дети видят конечный результат и могут ориентироваться на него, стремясь достичь аналогичного результата.

Пошаговый показ способа действия. Педагог поэтапно демонстрирует каждый шаг выполнения задания, будь то рисование, лепка или выполнение простых бытовых действий (например, уборка рабочего места).

Совместное выполнение с педагогом. Дети выполняют задание одновременно с педагогом, повторяя за ним действия, что особенно полезно для малышей, которые только учатся выполнять новые задачи.

Показ с вербализацией. Педагог не только показывает действия, но и проговаривает их ( например: «Сначала мы берем кисточку, затем обмакиваем в краску и делаем вот такие мазки на бумаге», что помогает детям лучше усвоить алгоритм и понимать, что за чем следует.

Этапы организации показа образца или способа действия

Подготовительный этап. Педагог подготавливает все необходимые материалы и инструменты для выполнения задания. Он показывает детям готовый образец, объясняет цель задания и проговаривает основные шаги выполнения. Этот этап позволяет детям понять, что им предстоит делать, и заранее настроиться на процесс.

Демонстрационный этап. Педагог начинает пошаговое выполнение задания, обращая внимание детей на каждый этап и проговаривая его. Это может включать такие инструкции, как «Посмотрите, как я держу ножницы», «Теперь мы наносим клей только на края» и т. д.

Этап повторения детьми. Дети начинают выполнять задание самостоятельно, опираясь на показанный образец или воспроизводя действия педагога. В этот момент педагог наблюдает, помогает детям, корректирует, если они допускают ошибки, подбадривает и поощряет успехи.

Закрепление и рефлексия. Педагог предлагает детям рассмотреть выполненные работы, сравнить их с образцом, отметить, что получилось хорошо и что можно улучшить. Это развивает у детей самоконтроль, учит их анализировать и оценивать свою работу.

Роль педагога в методе показа образца

Роль педагога в этом методе является ключевой, так как он выполняет несколько важных функций:

Инструктора и примера. Педагог показывает детям, каким образом нужно выполнять действие, обращает внимание на детали, от которых зависит успех выполнения задания.

Мотиватора и помощника. Важно создать доброжелательную атмосферу, в которой дети будут уверены в своих силах и не будут бояться ошибиться. Педагог помогает, если ребенок затрудняется, поддерживает его и поощряет даже небольшие успехи.

Формирование навыка самоконтроля. Педагог может предложить детям сравнить свою работу с образцом и оценить, все ли получилось, что требует доработки. Это помогает детям учиться видеть ошибки и добиваться лучшего результата.

Примеры использования показа образца в работе с дошкольниками

Аппликация или поделка. Педагог показывает, как вырезать детали, как наклеивать их на основу, чтобы получить готовую картинку. Дети сначала наблюдают, затем начинают выполнять задания под наблюдением педагога.

Изобразительная деятельность. Педагог показывает детям, как рисовать определенный объект (например, дерево, дом или животное, описывает каждый этап рисования, используя простые, доступные детям слова.

Навыки самообслуживания. Педагог показывает, как завязать шнурки, застегнуть пуговицы или аккуратно сложить одежду. Дети наблюдают, затем выполняют действия сами.

Развитие сенсорных навыков. Педагог показывает, как рассортировать предметы по цвету, форме, размеру или текстуре. Этот навык помогает развивать наблюдательность, а также формировать понятие о классификации и группировке предметов.

Влияние метода показа на развитие детей дошкольного возраста

Развитие когнитивных навыков. Дети учатся анализировать действия педагога и воспроизводить их самостоятельно, что способствует развитию наблюдательности, внимания и памяти.

Развитие моторных навыков. Выполнение задач на основе показа способствует совершенствованию мелкой и крупной моторики, координации движений и ловкости.

Формирование самостоятельности и уверенности. Поскольку дети видят четкий пример и знают, как выполнять действия, они приобретают уверенность в своих силах и постепенно осваивают новые навыки.

Социальное развитие. Показ образца-задания способствует развитию навыков коммуникации и взаимодействия в коллективе, так как дети учатся работать вместе, поддерживать друг друга и помогать.

Возрастные особенности применения метода показа образца

Младший дошкольный возраст (3-4 года). Дети этого возраста нуждаются в простых и четких инструкциях, поэтому педагог показывает задание поэтапно и одновременно с детьми выполняет его, чтобы они могли сразу повторить действия.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Педагог может давать более сложные задания, использовать пошаговый показ и активно привлекать детей к анализу выполнения. Дети уже способны делать простые выводы и анализировать свои действия.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Дети готовы выполнять задания самостоятельно после демонстрации, могут следовать сложным инструкциям, воспроизводить действия по памяти. Педагог помогает им учиться анализировать результат и сравнивать его с образцом.

Метод показа образца, задания и способа действия является эффективным способом обучения дошкольников, помогающим им развивать основные навыки и готовиться к более сложным видам деятельности. Через подражание и воспроизведение действий педагога дети легче усваивают новые навыки, приобретают уверенность в своих силах и развивают аналитическое мышление. Этот метод обучения позволяет детям достичь видимых успехов и является важной основой для их последующего образования.

Публикации по теме:

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Фотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессеФотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессе Взаимодействие с родителями одно из приоритетных направлений работы в ДОУ, а так же является важнейшим фактором всестороннего развития ребёнка.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях. Продолжение 3
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 21:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях. Продолжение 3» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ташкина (УИ 2196938) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД