Папки-передвижки

Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях (Продолжение 1)

Вера Ташкина
Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях (Продолжение 1)

1.3. Беседа как метод обучения в дошкольном образовании

Беседа — один из наиболее значимых и универсальных методов обучения, широко применяемых в дошкольном образовании. Этот метод, основанный на диалогическом общении между педагогом и детьми, позволяет не только передавать знания, но и развивать мышление, речь и коммуникативные навыки дошкольников. Беседа помогает детям активнее участвовать в учебном процессе, выражать свои мысли, строить рассуждения и задавать вопросы.

Цели и задачи использования беседы в дошкольном образовании

Беседа, как метод обучения, преследует несколько важных целей:

Публикация «Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях (Продолжение 1)» размещена в разделах

Развитие речевых навыков и коммуникативных способностей. Беседа способствует тому, что дети учатся слушать, высказывать свои мысли, задавать вопросы.

Формирование логического и образного мышления. Педагог направляет детей к анализу, сравнению и обобщению, что помогает развивать логику.

Расширение кругозора и социального опыта. Через беседу дети узнают новое о мире, природе, правилах поведения, культурных и моральных нормах.

Закрепление знаний и опыта. Беседа позволяет детям применить и закрепить знания, полученные ранее, путем обсуждения и рассуждения.

Преимущества метода беседы в дошкольном обучении

Активное вовлечение детей в процесс обучения. Беседа требует от детей включенности, побуждает их размышлять и выражать собственное мнение.

Диалогический подход. Беседа строится на взаимодействии и обмене мнениями между педагогом и детьми, что способствует формированию коммуникативных навыков.

Индивидуальный подход. Беседа позволяет учитывать уровень развития и особенности каждого ребенка, так как педагог может задавать вопросы, опираясь на знания и интересы детей.

Формирование социальной компетентности. В беседе дети учатся уважительно слушать других, выражать свое мнение и строить аргументацию.

Виды бесед в дошкольном образовании

Беседы могут иметь различные формы в зависимости от поставленных целей и задач:

Познавательные беседы. Педагог знакомит детей с новыми знаниями, обогащает их представления о мире, природе и людях.

Морально-нравственные беседы. В этих беседах поднимаются вопросы дружбы, честности, справедливости, что помогает формировать у детей ценностные ориентиры.

Эмоциональные беседы. Они нацелены на то, чтобы помочь детям осознавать и выражать свои чувства, понимать эмоции других людей.

Объяснительные беседы. Педагог объясняет детям причины и следствия различных явлений или действий, помогает осмыслить происходящее.

Закрепляющие беседы. Проводятся для закрепления уже изученного материала, а также для повторения и углубления знаний.

Структура проведения беседы

Эффективная беседа в дошкольном образовании имеет четкую структуру, которая помогает достичь поставленных целей:

Подготовительный этап. Педагог выбирает тему, подбирает вопросы, учитывает уровень знаний детей и их интересы.

Начало беседы. Педагог привлекает внимание детей к теме, побуждает их проявить интерес с помощью вводного вопроса или наглядного материала (например, показ картинок или игрушек).

Основная часть. Педагог задает вопросы и поддерживает диалог, следя за тем, чтобы дети высказывали свои мнения. Важно соблюдать баланс, давая возможность каждому ребенку участвовать в разговоре.

Заключение и обобщение. В конце беседы педагог подводит итог, резюмирует сказанное, подчеркивает ключевые моменты и задает обобщающие вопросы для закрепления материала.

Психолого-педагогические принципы проведения беседы

Для достижения целей беседы в дошкольном возрасте необходимо соблюдать несколько принципов:

Принцип доступности. Важно подбирать вопросы и темы, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей, а также избегать сложных и непонятных понятий.

Принцип наглядности. Беседа будет более успешной, если педагог подкрепляет свои слова демонстрацией предметов, картинок, игрушек, что помогает детям лучше усвоить информацию.

Принцип активности. Педагог должен стимулировать активное участие детей, создавая ситуацию, когда каждый ребенок чувствует, что его мнение важно и может быть услышано.

Принцип доброжелательности. Участие в беседе должно происходить в атмосфере доверия, чтобы дети не боялись ошибиться и могли выражать свои мысли свободно.

Принцип систематичности и последовательности. Беседа должна быть логичной и последовательной, чтобы помочь детям связно мыслить и выражать свои мысли.

Примеры использования метода беседы в дошкольном образовании

Познавательная беседа о животных. Педагог может начать беседу с вопроса, каких животных дети знают и чем они питаются. Затем обсуждаются особенности разных животных, место их обитания и поведение. В конце дети могут нарисовать понравившихся животных, закрепляя таким образом полученные знания.

Морально-нравственная беседа о дружбе. Педагог может задать вопрос: "Что значит быть хорошим другом?" и предложить детям поделиться своими историями о помощи и поддержке друзей. Дети обсуждают, как можно поддерживать друг друга, делиться игрушками и уважительно общаться.

Объяснительная беседа о погоде. Воспитатель объясняет детям, как изменяется погода в разные времена года. Беседу можно начать с вопроса: "Почему летом тепло, а зимой холодно?", а затем использовать картинки или фотографии природы в разные времена года.

Педагогические приемы, используемые в беседе

Постановка вопросов. Вопросы педагога должны быть интересными, побуждающими к размышлению и обсуждению. Например, вместо того чтобы спросить «Какого цвета солнце?», можно задать вопрос «Почему солнце светит?» и предложить детям высказать свои гипотезы.

Наглядность. Педагог использует картинки, предметы, игрушки для лучшего восприятия. Например, при обсуждении темы природы можно показать детям листья, шишки, камни и другие объекты.

Эмоциональная вовлеченность. Педагог выражает интерес к ответам детей, эмоционально реагирует, чтобы поддерживать их интерес и желание участвовать.

Роль беседы в развитии дошкольников

Метод беседы вносит важный вклад в развитие детей, способствуя:

Развитию речи и коммуникативных навыков. Дети учатся ясно формулировать свои мысли, активно участвовать в диалоге, слушать других.

Формированию социальных навыков. В беседе дети учатся уважительно относиться к мнениям других, корректно высказывать свои взгляды.

Развитию когнитивных способностей. Беседа помогает развивать внимание, память, воображение и аналитическое мышление, способствует формированию представлений об окружающем мире.

Моральному и ценностному развитию. Беседы о моральных и нравственных качествах помогают детям формировать ценности, развивают эмпатию, чувство ответственности.

Беседа как метод обучения в дошкольном образовании — это мощный инструмент, способствующий формированию ключевых навыков и знаний у детей. Этот метод позволяет педагогам не только передавать знания, но и развивать у детей самостоятельность в рассуждении, коммуникативные навыки и чувство уважения к окружающим. При соблюдении возрастных особенностей и психологических принципов метод беседы позволяет создать живую и познавательную образовательную среду, в которой каждый ребенок чувствует себя услышанным и значимым участником учебного процесса.

1.4. Чтение художественной литературы как метод обучения в дошкольном образовании

Чтение художественной литературы в дошкольном образовании — это не только способ обучения, но и важный инструмент для всестороннего развития ребенка. Благодаря книгам дети погружаются в мир фантазий, моральных дилемм и чувств, развивая воображение, мышление, речь и эмоциональный интеллект. Литература способствует формированию интереса к чтению, помогает детям понять и принять моральные и культурные ценности, развивает способность сопереживать и понимать других людей.

Цели и задачи чтения художественной литературы в дошкольном образовании

Чтение художественной литературы как метод обучения помогает решать следующие задачи:

Развитие речевой и языковой культуры. Литературные тексты расширяют словарный запас, способствуют пониманию грамматической структуры языка и формируют правильное произношение.

Формирование коммуникативных навыков. Через обсуждение прочитанного дети учатся выражать свое мнение, задавать вопросы и вести диалог.

Эмоционально-нравственное воспитание. Книги позволяют детям сопереживать героям, учат распознавать и выражать эмоции, понимать ценности и правила поведения.

Развитие познавательной активности. Литературные произведения расширяют кругозор, знакомят детей с культурными, историческими и природными явлениями.

Формирование эстетического восприятия. Книги помогают привить любовь к искусству и культуре, воспитывают эстетический вкус, учат замечать и ценить красоту художественного слова.

Преимущества использования художественной литературы в дошкольном образовании

Доступность и увлекательность. Книги, особенно с яркими иллюстрациями и интересными сюжетами, легко привлекают внимание детей и делают процесс обучения приятным и доступным.

Развитие воображения. Чтение художественной литературы развивает фантазию, дает детям возможность представлять ситуации и события, которых они не видели в реальной жизни.

Воспитание эмпатии и морали. Через образы героев дети учатся сопереживать, различать добро и зло, понимать поведение людей и его последствия.

Эффективность в развитии речи. Слушая и обсуждая произведения, дети учатся строить связные высказывания, приобретают новые слова и выражения.

Роль педагога в организации чтения художественной литературы

Педагог играет ключевую роль в процессе чтения художественной литературы в дошкольных учреждениях. Его задачи включают:

Подбор произведений. Важно подбирать книги, соответствующие возрасту и уровню развития детей. Например, для младшего возраста подходят короткие рассказы, сказки с понятными сюжетами и иллюстрациями, а для старшего возраста — более сложные тексты с моральными аспектами.

Создание атмосферы. Педагог может организовать специальный "уголок для чтения" с мягкими подушками, яркими книгами и удобным освещением, чтобы чтение стало для детей увлекательным и приятным.

Эмоциональное вовлечение. Во время чтения педагог должен выразительно читать, использовать интонации и паузы, что помогает детям лучше понимать и запоминать содержание произведений.

Постановка вопросов и обсуждение. После прочтения педагог задает вопросы, обсуждает с детьми героев и события, помогает анализировать прочитанное.

Закрепление материала. После чтения педагог может предложить детям нарисовать понравившегося героя или важный момент из сюжета, разыграть сцену из произведения или обсудить альтернативные концовки.

Виды художественной литературы, используемые в дошкольном обучении

Сказки. Этот жанр особенно популярен у дошкольников, так как сказки учат различать добро и зло, развивают воображение и вводят детей в мир чудес. Сказки помогают детям осваивать правила поведения и моральные ценности.

Стихи и поэзия. Ритмическая и музыкальная структура стихотворений помогает развивать чувство ритма, слух и память, а также обогащает речевой запас.

Рассказ. Простые рассказы о животных, детях или природных явлениях расширяют кругозор, помогают понимать различные аспекты жизни, учат сопереживать и понимать мир.

Былины и народные эпосы. Эти произведения могут быть использованы для ознакомления с культурным наследием, нравственными ориентирами и героическими поступками.

Прозаические произведения. Для старших дошкольников подойдут небольшие повести, в которых более детально представлены взаимоотношения персонажей, что развивает эмоциональный интеллект и понимание сложных социальных ситуаций.

Пример структуры занятия по чтению художественной литературы

Подготовка и мотивация. Педагог может привлечь внимание детей к книге, показав её иллюстрации, загадав загадку по теме произведения или задав вопросы о героях (если дети уже знакомы с ними).

Чтение произведения. Педагог читает выразительно, делая паузы для усиления драматического эффекта, при необходимости объясняет сложные слова.

Обсуждение. После прочтения педагог задает вопросы: "Что вам понравилось больше всего?", "Кто из героев вам больше всего запомнился?", "Как вы думаете, почему герой поступил так?".

Закрепление. Дети могут нарисовать иллюстрации к произведению, разыграть сцену или создать поделки, связанные с темой рассказа или сказки.

Рефлексия и завершение. Педагог подводит итоги беседы, хвалит детей за участие и предлагает короткое задание на дом — рассказать родителям о прочитанной сказке или истории.

Примеры методик и приемов работы с художественной литературой

Выразительное чтение. Педагог использует интонацию, паузы и изменение голоса для создания эмоционального отклика у детей.

Игра в инсценировку. После чтения можно предложить детям разыграть роли героев, что помогает лучше запомнить содержание и погрузиться в сюжет.

Творческие задания. Рисование, лепка, создание аппликаций по мотивам прочитанного помогают детям выразить свои впечатления от произведения.

Беседа и обсуждение. После чтения важно обсудить произведение, так как это помогает детям глубже понять сюжет и моральные уроки.

Влияние художественной литературы на развитие дошкольников

Развитие речи и словарного запаса. Художественные тексты обогащают речь ребенка, дают ему образцы красивого и связного изложения мыслей.

Эмоциональное развитие и сопереживание. Сюжеты произведений помогают детям понять и прочувствовать эмоции героев, учат сопереживать и понимать чувства других людей.

Формирование нравственных ценностей. Через литературу дети знакомятся с понятиями добра и зла, честности, дружбы, справедливости.

Развитие воображения. Книги помогают развивать у детей фантазию и творческое мышление, так как образы, описанные в произведениях, дети "дорисовывают" у себя в воображении.

Чтение художественной литературы является важным методом обучения в дошкольном образовании. Этот метод способствует всестороннему развитию ребенка, обогащает его внутренний мир, помогает формировать нравственные ориентиры и развивает важные коммуникативные навыки. Литература дарит детям радость открытия, позволяет погружаться в мир эмоций и фантазий, учит мыслить, рассуждать, принимать решения и выражать свое мнение. Педагог, работая с книгами, способствует развитию личности ребенка, формирует его ценностные установки и любовь к чтению.

Публикации по теме:

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Фотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессеФотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессе Взаимодействие с родителями одно из приоритетных направлений работы в ДОУ, а так же является важнейшим фактором всестороннего развития ребёнка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях (Продолжение 1)
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 15:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях (Продолжение 1)» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ташкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД