МААМ-картинки

Наглядное моделирование как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Таисия Ракина
Наглядное моделирование как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является основой для формирований представлений об окружающем мире. В этом возрасте дети начинают углубленно изучать как устроен мир, в котором они живут. Дети приобретают новые знания, умения и навыки.

К сожалению не все знания формируются в полную силу. Для детей дошкольного возраста сложно представить течение времени, ведь его нельзя потрогать или увидеть, а еще сложнее понять смысл слов, обозначающих временные отношения. Поэтому формирование временных представлений весьма затруднено.

Публикация «Наглядное моделирование как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблемой формирования временных представлений занимались такие известные люди как Н. И. Красногорский, который подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени»; Ю. Д. Фаусек, которая рекомендовала проводить «уроки тишины»; Т. Д. Рихтерман, предложившая систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придававшая большое значение выработке «установки на время» (не опоздать на занятие, уложиться в отведенное время, чтобы дисциплинировать детей, писала, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени; С. Л. Рубинштейн, который считал, что на оценку времени детьми влияют три фактора - содержание деятельности, интерес к деятельности и возраст ребенка.

Также, исследованием данного вопроса занимались В. В. Данилова, Л. С. Метлина, Н. И. Фрейлах, Е. И. Щербакова и др. Проблема формирования временных представлений детей дошкольного возраста решается не только методистами современности, но и поэтами, авторами сказок, рассказов для детей дошкольного возраста и т. п. Например, Е. Шварцем в «Сказке о потерянном времени», С. Я. Маршаком в сказке «Двенадцать месяцев» и другими.

Для детей с нарушением речи формирование временных представлений дается с большим усилием, по сравнению с нормально развивающимися детьми. В связи своих особенностей развития, детей с нарушением речи затрудняются в определении последовательности частей суток, времен года или вовсе путают. Слабо владеют определениями, «сегодня», «завтра», «вчера», «вечер», «ночь», «утро», «день», «зима», «весна», «лето», «осень» и т. д. Из этого можно сделать вывод, дети с нарушением речи не могут представить течение времени, что время не останавливается и оно необратимо.

Детей с нарушением речи имеют сниженное представление о единицах измерения времени, так же дети имеют нечеткое представление о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, что повседневно связаны с их жизнью. Им очень трудно усваивать соотношения мер времени, затрудняется формирование отдаленности и последовательности событий, так же установление связи между событиями, которые происходили в разное время

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы планировать и регулировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, пунктуальность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Формирование временных представлений и отношений должно происходить в интересной для ребенка форме. По нашему мнению, формирование временных представлений сформируется быстрее и легче с помощью средств наглядного моделирования. Где ребенок с помощью опорной схемы, как модель, может увидеть последовательность, чередование частей суток, времени года, дни недели и т. д.

Благодаря своим особенностям, способ моделирования открывает перед педагогом детского сада ряд дополнительных возможностей при организации работы по формированию временных представлений детей. Как указывал А. В. Запорожец «…При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируется два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты» [1, с. 30].

Таким образом, средства наглядного моделирования выполняют огромную поддержку во время формирования временных представлений старших дошкольников с нарушением речи. Дают представление о течении суток, времен года и т. д.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядное моделирование как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 15:23
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядное моделирование как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Ракина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД