Таисия Ракина
Наглядное моделирование как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является основой для формирований представлений об окружающем мире. В этом возрасте дети начинают углубленно изучать как устроен мир, в котором они живут. Дети приобретают новые знания, умения и навыки.
К сожалению не все знания формируются в полную силу. Для детей дошкольного возраста сложно представить течение времени, ведь его нельзя потрогать или увидеть, а еще сложнее понять смысл слов, обозначающих временные отношения. Поэтому формирование временных представлений весьма затруднено.
Публикация «Наглядное моделирование как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблемой формирования временных представлений занимались такие известные люди как Н. И. Красногорский, который подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени»; Ю. Д. Фаусек, которая рекомендовала проводить «уроки тишины»; Т. Д. Рихтерман, предложившая систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придававшая большое значение выработке «установки на время» (не опоздать на занятие, уложиться в отведенное время, чтобы дисциплинировать детей, писала, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени; С. Л. Рубинштейн, который считал, что на оценку времени детьми влияют три фактора - содержание деятельности, интерес к деятельности и возраст ребенка.
Также, исследованием данного вопроса занимались В. В. Данилова, Л. С. Метлина, Н. И. Фрейлах, Е. И. Щербакова и др. Проблема формирования временных представлений детей дошкольного возраста решается не только методистами современности, но и поэтами, авторами сказок, рассказов для детей дошкольного возраста и т. п. Например, Е. Шварцем в «Сказке о потерянном времени», С. Я. Маршаком в сказке «Двенадцать месяцев» и другими.
Для детей с нарушением речи формирование временных представлений дается с большим усилием, по сравнению с нормально развивающимися детьми. В связи своих особенностей развития, детей с нарушением речи затрудняются в определении последовательности частей суток, времен года или вовсе путают. Слабо владеют определениями, «сегодня», «завтра», «вчера», «вечер», «ночь», «утро», «день», «зима», «весна», «лето», «осень» и т. д. Из этого можно сделать вывод, дети с нарушением речи не могут представить течение времени, что время не останавливается и оно необратимо.
Детей с нарушением речи имеют сниженное представление о единицах измерения времени, так же дети имеют нечеткое представление о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, что повседневно связаны с их жизнью. Им очень трудно усваивать соотношения мер времени, затрудняется формирование отдаленности и последовательности событий, так же установление связи между событиями, которые происходили в разное время
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы планировать и регулировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, пунктуальность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Формирование временных представлений и отношений должно происходить в интересной для ребенка форме. По нашему мнению, формирование временных представлений сформируется быстрее и легче с помощью средств наглядного моделирования. Где ребенок с помощью опорной схемы, как модель, может увидеть последовательность, чередование частей суток, времени года, дни недели и т. д.
Благодаря своим особенностям, способ моделирования открывает перед педагогом детского сада ряд дополнительных возможностей при организации работы по формированию временных представлений детей. Как указывал А. В. Запорожец «…При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируется два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты» [1, с. 30].
Таким образом, средства наглядного моделирования выполняют огромную поддержку во время формирования временных представлений старших дошкольников с нарушением речи. Дают представление о течении суток, времен года и т. д.