Папки-передвижки

Наблюдения на прогулках с детьми 2–4 лет

Анастасия Дмитриенко
Наблюдения на прогулках с детьми 2–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Птицы (голуби, вороны, воробьи)

Цель и задачи: Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей). Учить узнавать пернатых по внешнему виду, учить замечать, как птицы передвигаются.

Содержание наблюдений: Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые.

У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы – чёрные, всё остальное серое. Вороны каркают: кар-кар-кар.

Публикация «Наблюдения на прогулках с детьми 2–4 лет» размещена в разделах

Голубь – птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.

Воробей – бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают.

Все птицы летают, во время полёта машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.

Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки)

Цель и задачи: Формировать желание наблюдать за насекомыми. Дать представления о насекомых. Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых.

Содержание наблюдений: Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать.

Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья.

Когда становиться холодно, насекомые прячутся.

Деревья (ель, клён, берёза, рябина)

Цель и задачи: Дать представления о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки). Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. Показать, что осенью листья меняют окраску. Учить различать листья по цвету. Знакомить с осенним явлением природы – листопадом. Учить бережно относиться к растениям. Учить различать деревья по листьям. Познакомить с плодами рябины.

Содержание наблюдений: Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твёрдый. Дерево растёт из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться.

У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья – это явление называется листопад. Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днём листьев на деревьях становиться всё меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Ёлка остаётся зелёной. На её веточках вместо листочков – маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы. У рябины красные ягоды. Их клюют птицы.

Травянистые растения

Цель и задачи: Дать представление о травянистых растениях. Учить любоваться осенними цветами. Учить различать высокие и низкие цветущие растения.

Содержание наблюдений: Травка низкая по сравнению с деревьями; она растёт на земле, её можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растёт. Если вырвать травку с корешком – она завянет.

Когда становится холодно, зелёная травка начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом.

На клумбе цветут астры: синие, красные, белые и др.

Фрукты (яблоки и груши)

Цель и задачи:Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах. Расширять представление о том, что осенью собирают фрукты. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши.

Содержание наблюдений: Яблоки и груши растут на деревьях. Яблоки и груши созревают в конце лета и осенью. Яблоки и груши бывают красные, жёлтые, зелёные. Фрукты бывают твёрдые и мягкие. По вкусу яблоки и груши сладкими и кислыми.

Овощи (репа, морковь, огурец, помидор)

Цель и задачи: Дать представление об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе. Формировать умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу. Учить различать овощи по виду, вкусу, форме.

Содержание наблюдений: Взрослые убирают урожай на огороде. Морковь и репа растут в земле. Морковь – твёрдая, оранжевого цвета, длинненькая. Репа твёрдая, жёлтого цвета, круглая. Огурец твёрдый, зелёного цвета, продолговатый. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Все овощи растут на огороде.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Солнце

Цель и задачи: Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Содержание наблюдений: Солнышко греет – на улице тепло. Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днём становится холоднее. Капелька воды блестит на солнце.

Ветер

Цель и задачи: Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду.

Содержание наблюдений: Дует легкий ветерок. Дует холодный порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная – деревья качаются. Дует ветер вертушки крутятся на ветру.

Дождь

Цель и задачи: Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями в природе.

Содержания наблюдений: Дождь может быть тёплый и холодный. После дождя всё кругом мокрое. Идёт дождь – появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колёс. Человек бежит по луже, брызги летят на самого человека – он может запачкать одежду. Когда идёт дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами. Капли дождя стучат по крышам домов.

Небо

Цель и задачи: Показать особенности осеннего неба.

Содержание наблюдений: Небо в начале осени – голубое. Солнце на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Тёмные тучи на небе – будет дождь или снег.

Вода

Цель и задачи: Дать элементарные представления о свойствах воды.

Содержание наблюдений: Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода – прозрачная. Грязная вода – непрозрачная. Стало холодно – вода замёрзла на лужах образовался лёд.

Песок

Цель и задачи: Дать элементарные представления о свойствах песка.

Содержание наблюдений: Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки.

Зима (декабрь, январь, февраль)

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Птицы (голуби, вороны, воробьи, синички, снегири)

Цель и задачи: Расширять представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду. Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм. Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Содержание наблюдений: Все птицы летают, во время полёта машут крыльями. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало – птицы нахохлились.

Зимой птицам сложно найти корм. Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм. Птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зёрнышками и крошками.

Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным.

На дереве сидят много красивых красногрудых снегирей. Снегири особенно любят клевать ягоды рябины. На снегу остаются следы птиц.

Деревья (ель, клён, берёза, рябина)

Цель и задачи: Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период.

Содержание наблюдений: Зимой клён и берёза стоят без листьев. На ёлке вместо листьев зелёные иголочки.

Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. Если светит солнце, снег на деревьях блестит. Если дует ветер, снег слетает с деревьев.

На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды рябины.

Зимой, когда нет листьев на деревьях, берёзу можно отличить от других деревьев по белому стволу.

Травянистые растения

Цель и задачи: Показать особенности травянистых растений в зимний период.

Содержание наблюдений:Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы. Под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Солнце

Цель и задачи: Показать, что солнце светит во все времена года.

Содержание наблюдений: Светит солнце, значит день солнечный. Снег очень красиво блестит на солнце. Солнце не светит – пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши.

Небо

Цель и задачи: Показать особенности зимнего неба.

Содержание наблюдений: Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится тёмным.

Ветер

Цель и задачи: Показать особенности ветреной погоды зимой.

Содержание наблюдений: Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет. Наблюдение за движением вертушек во время ветра.

Снег

Цель и задачи: Дать представление о свойствах снега.

Содержание наблюдений: Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейке и т. д. Намело много снега – образовались сугробы. Снег белый, холодный, лёгкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков. Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть. Если крепко сжать снег в ладошке – он растает, превратится в воду. Падает мокрый снег, на улице слякоть.

Вода

Цель и задачи:Продолжать знакомить со свойствами воды.

Содержание наблюдений: Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Вода замёрзла – получился лёд. Если лёд занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лёд прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лёд.

Весна (март, апрель, май)

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы)

Цель и задачи: Расширять представление о поведении птиц весной. Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец). Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада. Формировать доброе отношение к миру природы.

Содержание наблюдений: Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи весело чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни. Птицы греются на солнце. Птицы купаются в лужах. Птицы прыгают по земле и клюют червячков. Птицы вьют гнёзда.

В домиках скворечниках живут скворцы. В скворечниках выводятся маленькие птенчики.

Вороны вьют гнёзда высоко на дереве. В гнезде из яиц выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва.

Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи)

Цель и задачи:Закреплять желание наблюдать за насекомыми. Расширять представление о насекомых. Продолжать учить различать насекомых.

Содержание наблюдений: Бабочки и божьи коровки летают, муравьи ползают по земле. Мухи летают.

Червяки

Цель и задачи: Показать отличительные особенности червяка. Продолжать учить беречь природу.

Содержание наблюдений: Внешний вид червяка: длинный, похож на верёвочку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят её. Через ходы червяков дышат корни растений.

Деревья (ель, клён, берёза, черёмуха, яблоня)

Цель и задачи: Закреплять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки и листья. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Формировать бережное отношение к природе.

Содержание наблюдений: На ветках деревьев появились почки. Из почек распускаются маленькие зелёные листочки. На берёзе появились серёжки. Очень красиво цветут яблоня и черёмуха. Цветы ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы – Молодые деревца. Над цветками растений кружат насекомые.

Кустарники (сирень, смородина)

Цель и задачи: Закреплять представления о кустарниках. Показать изменения, происходящие с кустарниками в весенний период. Формировать бережное отношение к природе.

Содержание наблюдений: На ветках кустарников появились почки. Красиво цветёт сирень. Цветы сирени ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы кустарников. Кустарники весной обрезают, чтобы они выглядели красиво.

Овощи (репа, морковь, огурец, помидор)

Цель и задачи: Показать посадку овощей. Привлекать к посадке лука и гороха.

Содержание наблюдений: Семена гороха – горошина. Семена лука – луковица. Появились всходы на огороде: росточек гороха, пёрышко лука.

Травянистые растения

Цель и задачи: Формировать желание любоваться появившейся зелёной травкой. Показать первые весенние цветы.

Содержание наблюдений: На участке появилась зелёная травка. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются.

Одуванчик – травянистое растение. У одуванчика есть стебель, лист и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика жёлтого цвета. На месте цветка появляются пушинки – семена одуванчика. На семена одуванчика можно подуть, и они разлетятся в разные стороны. Появились первоцветы (мать-и-мачеха). Появились всходы на клумбах.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Солнце

Цель и задачи: Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Показать, что весной солнце светит и пригревает землю.

Содержание наблюдений:Светит солнце, на крышах появились сосульки. Сосульки красиво блестят на солнце. Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце светит – тает снег, бегут ручьи. Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется. Солнце пригрело землю – появились растения и насекомые. Все рады весеннему солнышку.

Небо

Цель и задачи: Показать особенности весеннего неба.

Содержание наблюдений: Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Тёмные тучи на небе к дождю. После дождя на небе появляется радуга.

Ветер

Цель и задачи: Продолжать знакомить с природным явлением – ветром.

Содержание наблюдений: Ветер гонит облака по небу. Дует ветер – деревья качаются, вертушки крутятся.

Дождь

Цель и задачи: Показать, что весенний дождь может быть разным.

Содержание наблюдений: Идёт тёплый дождь. Идёт холодный дождь. Первая гроза и гром. Пошёл дождь люди раскрыли зонты. Появляются лужи. По лужам можно ходить в сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся. Капли дождя бывают крупные и мелкие. После дождя всё мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля.

Снег

Цель и задачи: Показать свойства снега весной.

Содержание наблюдений: Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый снег становиться серым. Постепенно весь снег на земле растает.

Вода

Цель и задачи: Продолжать знакомить со свойствами воды.

Содержание наблюдений: Вода нагревается на солнце и становится тёплой. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льётся, её можно переливать из одного сосуда в другой.

Песок

Цель и задачи: Продолжать знакомить со свойствами песка.

Содержание наблюдений: Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики. Когда идёт дождь – песок мокрый. После мокрого песка руки нужно мыть. После сухого песка руки можно легко отряхнуть.

Лето (июнь, июль, август)

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки)

Цель и задачи: Расширять представления о поведении птиц летом. Продолжать формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец, утка). Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада.

Содержание наблюдений: Особенности внешнего вида разных птиц. Птицы купаются в лужах, в песке. Птицы кормят своих детёнышей (носят корм в клюве). Утки плавают в водоёмах. Утка плавает с утятами. Скворцы прыгают по земле пи клюют червяков.

Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, кузнечики)

Цель и задачи: Закреплять желание наблюдать за насекомыми. Расширять представление о насекомых. Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ.

Содержание наблюдений: Бабочки порхают, жуки летают. У жуков-усачей длинные усы. У жуков твёрдые крылья. Божья коровка (семиточечная) – красная, с чёрными пятнышками. Кузнечики трещат в траве.

Растения

Деревья (ель, клён, берёза, черёмуха, дуб, яблоня, груша)

Цель и задачи:Закреплять представления о деревьях. Показать изменения, происходящие с деревьями в летний период. Формировать бережное отношение к природе.

Содержание наблюдений: В конце лета на деревьях созревают плоды – яблоки, груши, черёмуха. Листья на деревьях разной формы.

Кустарники (малина, смородина)

Цель и задачи: Расширять представления о кустарниках. Показать овощные культуры, которые начинают созревать летом.

Содержание наблюдений: Летом на кустарниках поспевают ягоды – малина, смородина. Ягоду собирают и кушают.

Овощи (репа, морковь, огурец, помидор)

Цель и задачи: Показать, как растут овощи летом. Показать овощные культуры, которые начинают созревать летом.

Содержание наблюдений: Овощи растут на огороде. За ними нужно ухаживать. Овощи в начале лета были маленькие, а за лето выросли. В конце лета многие овощи можно кушать – они созрели.

Травянистые растения

Цель и задачи: Развивать желание любоваться цветущими травянистыми растениями. Формировать понятия о травянистых растениях-сорняках. Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме окрасу и запаху.

Содержание наблюдений: В огороде пропалывают траву (сорняки, вырывая её с корнем. На клумбе много красивых растений, они цветут. У всех растений – одуванчика, ромашки, колокольчика – цветы разной формы и цвета. Растения нельзя поливать в солнечную погоду – их можно обжечь. Поливать растения нужно вечером, когда спрячется солнышко.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Солнце

Цель и задачи: Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Содержание наблюдений: Светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в трусиках и панамках. Если лето тёплое – люди загорают, их кожа темнеет. В солнечную погоду нельзя долго находиться на солнце – можно обгореть. Лучше гулять в тени деревьев и кустарников.

Небо

Цель и задачи: Показать, что летом небо бывает разное.

Содержание наблюдений: Небо бывает голубым и безоблачным, серым. Иногда по небу плывут облака. Небо затянуто тучами – значит, будет дождь. На небе сверкает молния, грохочет гром. После дождя появляется радуга.

Ветер

Цель и задачи: Показать особенности ветреной погоды летом.

Содержание наблюдений: Дует тёплый ветерок. Дует ветер – качаются ветки и деревья. Дует ветер – шумит листва. Дует сильный ветер – ветки ломаются и падают на землю. Дует сильный ветер с земли поднимается песок. Дует ветер – в реке и на море образуются большие волны.

Дождь

Цель и задачи: Показать, что летний дождь может быть разным.

Содержание наблюдений: Идёт тёплый дождь. После дождя на небе появляется радуга. После дождя все деревья, листья, дома – мокрые. Идёт дождь – появились лужи. По тёплым лужам можно бегать босиком (на природе).

Вода

Цель и задачи: Показать свойства воды.

Содержание наблюдений: Вода нагревается на солнце и становится тёплой. Водой поливают растения на огороде. Птицы пьют воду из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льётся, её можно переливать из одного сосуда в другой. Когда на улице жарко, люди и животные хотят пить. Все пьют воду. Пить можно только чистую воду.

Песок

Цель и задачи: Показать свойства песка.

Содержание наблюдений:

Утром взрослые поливают песок, чтобы он был влажный, и чтобы воздух на участке был свежий. Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики. Если наступить на влажный песок – останется след. На влажном песке можно рисовать.

Публикации по теме:

Наблюдение с детьми средней группы «Бабочка на цветке»Наблюдение с детьми средней группы «Бабочка на цветке» Фотоотчет наблюдения с детьми средней группы. «Бабочка на цветке» Наблюдение - один из главных компонентов прогулки. Ежедневные наблюдения.

Фотоотчёт «Весенние наблюдения за снегом на участке с детьми 5–7 лет»Фотоотчёт «Весенние наблюдения за снегом на участке с детьми 5–7 лет» Цель: Создать условия для формирования умения устанавливать взаимосвязи в природе, расширять представления о разнообразных состояниях воды.

Конспект беседы-наблюдения по экологии с детьми 3–7 лет на тему «Муравьи»Конспект беседы-наблюдения по экологии с детьми 3–7 лет на тему «Муравьи» Задачи: 1. Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. 2. Воспитывать любознательность,.

Конспект наблюдения за бархатцами с детьми средней группыКонспект наблюдения за бархатцами с детьми средней группы Добрый день, всем кто заглянул на мою страничку. Цель: формировать представления о цветах, о том, что они растут и изменяются. Задачи:.

Конспект наблюдения за цветами на клумбах с детьми 3–5 летКонспект наблюдения за цветами на клумбах с детьми 3–5 лет Цель: формировать представление у детей о названии цветов и их разнообразии. Задачи: учить детей различать садовые цветы по внешнему виду.

Конспект наблюдения за яблонями на участке с детьми средней группыКонспект наблюдения за яблонями на участке с детьми средней группы Цель. Развитие познавательного интереса посредством наблюдения за яблонями. Задачи: - закрепить знания детей о строении деревьев; - расширить.

Наблюдения на прогулке декабрь-январь с детьми младшего возрастаНаблюдения на прогулке декабрь-январь с детьми младшего возраста 1. Наблюдение за работой дворника. Продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление.

Наблюдения с детьми на прогулке за радугойНаблюдения с детьми на прогулке за радугой Цели: - продолжать развивать у детей интерес к наблюдениям в природе; - знакомить детей с различными природными явлениями; - закреплять.

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения.

НОД «Огородная страна». Наблюдения с детьми на прогулкеНОД «Огородная страна». Наблюдения с детьми на прогулке Цель. - Закреплять знания детей об овощах, выращиваемых на огороде детского сада, о процессе их выращивания; - Формировать у детей обобщённые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдения на прогулках с детьми 2–4 лет
Опубликовано: 24 мая 2020 в 15:43
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдения на прогулках с детьми 2–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Дмитриенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД