Приложение МААМ

Наблюдения и сопровождения (профилактика) в раннем дошкольном возрасте в дошкольных учреждениях

Александр Владимирович Гришин
Наблюдения и сопровождения (профилактика) в раннем дошкольном возрасте в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний дошкольный период характеризуется дальнейшим развитием физических, моторных функций, улучшением координации, стремительным развитием психических функций, повышением познавательного интереса к окружающему миру, быстрым развитием экспрессивной и импрессивной речи, формированием коммуникативной сферы, эмоциональные реакции становятся более дифференцированными и насыщенными. В этом возрасте некоторые дети начинают посещать ДОО. Биологические факторы, которые могут привести в этом возрасте к формированию нарушенного развития, достаточно многочисленны и многообразны. Это инфекционные и соматические заболевания, различные травмы, операции, проводимые под наркозом, выраженные проявления последствий перинатального поражения ЦНС, иммунные или аллергические проявления, эндокринные нарушения, частые острые респираторно-вирусные инфекции, инфекционные заболевания детского возраста, аллергические заболевания, бронхиальная астма, последствия перенесенных поствакцинальных реакций, острые пневмонии, гипотрофии, анемии. На этом этапе онтогенеза могут быть диагностированы эндокринные заболевания (гипотиреоз, начальные проявления ожирения и пр., а также острый пиелонефрит, нарушения нервно-психической сферы (нейродермит, судорожные проявления, последствия черепно-мозговой травмы, внутричерепная гипертензия, нарушения церебральной гемодинамики, вегето-висцеральные нарушения, проявления психоорганического синдрома, различные эмоциональноповеденческие нарушения, характерные для детского возраста, наследственные заболевания (ихтиоз, синдром Клайнфелтера, различные оперативные вмешательства, в том числе и нейрохирургические. Нередко родители, не понимая и не зная психофизических и интеллектуальных особенностей развития детей, предъявляют своему ребенку требования, не соответствующие состоянию его физических, психоэмоциональных и возрастных возможностей. В семье начинают возникать конфликты по поводу воспитания детей, начинают складываться неблагоприятные стили детско-родительских отношений, что в дальнейшем может привести к возникновению у детей эмоционально-поведенческих нарушений, которые часто приводят к снижению или отказу от познавательной деятельности. Такое положение способствует формированию нарушенного развития ребенка. В последние годы количество детей этой возрастной категории, посещающих ДОО, становится больше в связи с тем, что многие матери по финансовым или карьерным причинам выходят на работу до окончания декретного отпуска. Адаптация к новым социальным условиям ДОО у части детей раннего возраста может быть затяжной, протекающей с различной степенью тяжести. Именно ранний дошкольный возраст является чрезвычайно важным для речевого развития. В этот период формируются морфологические изменения, развивается связное высказывание, диалогическая форма речи. Речь начинает носить коммуникативно-социальный характер. Выражены характерные признаки речевого обобщения и становления регуляции речью поведения. Формируется система «Я», развитие самосознания находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Именно сформированность системы «Я» способствует появлению самооценки и стремлению соответствовать требованием взрослого. Из вышесказанного следует, что для предупреждения нарушенного развития в раннем дошкольном возрасте необходимо координированное динамическое наблюдение ребенка бригадой специалистов: педиатром, детским неврологом, отоларингологом, психологом, логопедом. Желательно в этом возрасте консультирование эндокринологом, иммунологом-аллергологом, дефектологом, воспитателем ДОО. При риске возникновения отклоняющегося развития и при информированном согласии родителей нужно предложить родителям проконсультировать ребенка у детского психиатра. Учреждения, которые должны начинать раннюю профилактику в ранний дошкольный период:

Темочки:

— детская районная поликлиника;

— материнские центры;

— неврологические центры;

— иммунологические или аллергологические центры;

— генетические кабинеты или центры;

— эндокринологические кабинеты или центры;

— отоларингологические и сурдологические кабинеты и центры;

— центры по предупреждению нарушения зрения и его коррекции;

— логопедические кабинеты;

— психологические кабинеты или центры;

— детские ДОО. Задачи врачей-специалистов при ведении детей раннего дошкольного возраста:

— определить морфологические признаки патологии, обусловленной воздействием неблагоприятных факторов в антенатальный, интранатальный, неонатальный и младенческий периоды;

— объяснить причины и механизм их развития, определить исход и оценить значение для дальнейшего развития ребенка;

— организация рационального питания ребенка, его режима;

— информирование родителей о диагностированных отклонениях в состоянии ребенка, разъяснение причин их возникновения, исхода и необходимости проведения реабилитационных мероприятий;

— профилактика респираторно-вирусных заболеваний;

— профилактика инфекционных заболеваний;

— профилактика развития соматических заболеваний;

— своевременная диагностика нарушений со стороны иммунной, эндокринной систем;

— ранняя диагностика последствий поражения ЦНС любого генеза и дальнейшая комплексная реабилитация;

— необходимо выявлять симптомы и синдромы, указывающие на нарушения в неврологическом и психоэмоциональном состоянии ребенка в раннем дошкольном возрасте, а именно:

• двигательная расторможенность или вялость ребенка;

• прерывистый ночной сон;

• беспокойный тревожный сон;

• чуткий сон;

• беспричинные пронзительные крики и длительные крики во сне с неполным пробуждением (не успокаивается на руках);

• отсутствие дневного сна;

• наличие рези дуальной неврологической микро симптоматики;

• непостоянное косоглазие;

• сниженный аппетит;

• повышенный аппетит;

• выраженная избирательность в еде;

• судорожные проявления на фоне высокой температуры;

• отклонения в формировании игровой деятельности;

• отклонения в формировании коммуникативной сферы;

• отклонения в сроках развития, в психоэмоциональном и речевом развитии; — ранняя диагностика наследственных и хромосомных заболеваний;

— раннее своевременное комплексное медикаментозное лечение с учетом углубленного обследования и данных анамнеза;

— проведение вакцинации ребенка строго по медицинским показаниям, учитывая противопоказания к проведению ее

— все и даже незначительные патологические проявления;

— обязательное комплексное динамическое неформальное индивидуально ориентированное наблюдение за ребенком. Задачи микро психиатра или детского невролога в раннем дошкольном возрасте:

— выявление предикатов нарушенного психического развития в будущем у ребенка;

— выявление группы риска детей по нарушению психоэмоционального, речевого и коммуникативного развития;

— выявление на этом этапе развития ребенка рудиментарных и транзиторных психопатологических проявлений;

— оценка эмоционального состояния матери в этот период;

— выявление неблагополучных детско-родительских отношений;

— коррекция неблагоприятных детско-родительских отношений по системе «Особые дети — особое общение»;

— определение направлений комплексных реабилитационных мероприятий с участием клинического психолога и родителей как равноправных партнеров;

— проведение всех реабилитационных мероприятий, включая и медикаментозное лечение, с информированного согласия родителей, письменно подтвержденного;

— проведение консультативного динамического наблюдения ребенка с согласия родителей. Основные задачи психолога, воспитателя ДОО, дефектолога в ранний дошкольный период, а также при обучении ими родителей:

— создание условий для взаимодействия взрослых с детьми, особенно в случаях выявления отклонений в развитии, а именно:

• не акцентировать внимание на имеющихся у ребенка трудностях, не говорить об этом вслух как при взрослых, так и при других детях во избежание отрицательных состояний ребенка, предупреждения стрессовых ситуаций;

• оказывать индивидуальную помощь очень деликатно, без отрицательных оценок, подчеркивая достижения и поддерживая положительное отношение к взаимодействию со взрослыми и детьми;

• работать в тесном контакте с родителями и всеми специалистами для обеспечения единого подхода к воспитанию и развитию ребенка;

— создавать условия в процессе взаимодействия, учитывая характер отклонений в развитии ребенка (обязательно учитывать индивидуальные двигательные, психофизиологические, эмоциональные и речевые возможности):

• при нарушении зрения следить, чтобы ребенок пользовался очками в режиме, определенном врачом, следить за чистотой очков, учитывать особенности зрительного восприятия при подборе и предъявлении дидактического материала, при необходимости ставить дополнительные источники света, регулировать зрительные нагрузки, особенно при использовании видео- и телеаппаратуры, компьютеров;

• с детьми с нарушениями слуха использовать знакомые ребенку слова и фразы, уточнять понимание речи окружающих, обращать внимание на то, чтобы ребенок хорошо видел лица говорящих людей, следить, чтобы ребенок, имеющий слуховой аппарат, пользовался им, помогать устранить причины неисправности аппарата, помогать ребенку общаться с другими детьми, поддерживать общение, предлагая темы игр, рисования и др. ;

• при затруднениях ребенка в решении познавательных задач терпеливо, без раздражения и оценочных суждений использовать дополнительные объяснения, показ, совместные действия и пр. ;

• обращать внимание на состояние эмоциональных и поведенческих реакций детей по поводу одобрения или неодобрения их действий взрослыми;

• уделять дополнительное внимание детям со сниженной или полностью отсутствующей реакцией на одобрение и признание его деятельности;

— создание условий для установления контакта с без речевыми или плохо говорящими детьми:

• проявлять повышенное внимание к любому обращению со стороны ребенка, доброжелательно выслушивать, уточнять сказанное, использовать естественные жесты, указания на предметы, вместе с ребенком радоваться взаимопониманию;

• поощрять и стимулировать речевую активность детей, стараться не фиксировать внимание на качестве произношения, не перебивать и не исправлять ребенка, сказанное ребенком повторять, побуждая к повторению, но не настаивая на этом;

• поддерживать общение между детьми;

— создание условий для эмоционально-делового общения:

• организовывать эмоционально-деловое сотрудничество с детьми, раскрывая способы действий с предметами, побуждая и поощряя стремление детей к подражанию;

• формировать инициативу детей к совместной деятельности и к играм рядом;

— создание условий для формирования у ребенка первоначальных представлений о себе:

• формировать у ребенка интерес к себе, привлекать внимание к его зеркальному отражению, гладить по головке, называть ребенка, показывая на отражение, по имени, соотнося жестом («Кто там? Васенька! И тут Васенька!»);

• рассматривать с детьми фотографии, побуждать находить себя, других членов семьи, радоваться вместе с ними, указывать друг на друга, называть по имени, рисовать ребенка одного, с мамой, среди друзей и т. п. ;

• обращать внимание на формирование у ребенка заинтересованности в признании его усилий, стремлении к сотрудничеству со взрослым, направленности на получение результата;

— создание условий для привлечения внимания и интереса к сверстникам:

• учить выражать расположение путем ласкового дотрагивания, поглаживания, заглядывания в глаза друг другу;

• обучать детей взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда, учить обмениваться игрушками, просить их, отдавать по просьбе другого ребенка по взаимному соглашению и по правилам;

• создание условий для совместных игр детей и взрослых (игры с мячом, с песком, с водой и пр.); — создание условий для гармоничного развития моторно двигательной деятельности:

• обеспечение возможности для удовлетворения ребенком потребности в двигательной активности;

• осуществление контроля и регуляции двигательной активности отдельных детей;

• стимулирование увеличения количества передвижений у детей, склонных к снижению двигательной активности (включать их в совместные игры, в выполнение хозяйственно-бытовых поручений);

• деликатно ограничивать у детей повышенную подвижность (попросить посидеть рядом, так как вам очень хорошо с ним, рассказать об эмоционально значимых событиях, предложить нарисовать рисунок и пр.);

• создать условия для овладения и совершенствования основных движений: ходьбы, бега, ползания и лазанья, катания, бросания и ловли, прыжков (например, предлагают детям игровые задания на специальных занятиях и в период свободной деятельности: «пройди между стульями», «попрыгай как зайка» и т. д.);

• следить за осанкой детей во все режимные моменты;

• проводить упражнения, направленные на регуляцию тонуса мускулатуры, развивая у детей самостоятельный контроль за работой различных мышечных групп на основе контрастных ощущений («сосулька зимой» — мышцы напряжены, «сосулька весной» — мышцы расслабляются);

• проводить специальные игры и упражнения, стимулирующие формирование пяточно-пальцевого переката (ходьба по следам, разной поверхности — песку, мату; захват ступнями, пальцами ног предметов);

• создание условий для развития и совершенствования движений кистей и пальцев рук (в целенаправленных играх типа «сорока-белобока», в ходе действий с игрушками и предметами-заместителями, в процессе овладения навыками самообслуживания, в действиях с пластилином, карандашом и т. п.);

• совершенствование мимической и артикуляционной моторики в упражнениях подражательного характера (яркое солнышко — плотно сомкнули веки, обида — надули щеки.);

• создание условий для развития образности движений, выражения с их помощью (пантомимики, жестов) эмоциональных состояний при формировании и закреплении двигательных навыков, воссоздании игровых образов (дворник, повар.) и т. п. ;

• формирование у детей координированных движений, используя музыку (выполнять определенные движения в соответствии с темпом, ритмом, характером музыкального произведения);

• предлагать задания, направленные на формирование координации движений, сопровождать выполнение упражнений доступным речевым материалом (дети могут одновременно выполнять движения и произносить речевой материал или же один ребенок или взрослый проговаривает его, остальные — выполняют);

• учить детей выполнять двигательные задания в коллективе сверстников, учитывая интересы, обращая внимания на трудности других детей; — создание условий для формирования познавательной деятельности:

• создание условий для узнавания и называния основных цветов, форм, величин в процессе действий с предметами, их соотнесения по этим признакам;

• создание условий для ориентировки в пространстве;

• формировать у детей возможность оценивать расстояния в большом пространстве

; • развивать у детей определение расстояния близко/далеко от себя и ориентировку на самом себе (наверху, внизу);

• формировать у детей восприятие и воспроизведение сложных форм в конструировании, ориентируясь на восприятие геометрических фигур;

• стимулирование развития зрительного внимания: изменения в цвете, форме, количестве предметов;

• поддерживать и развивать интерес у детей к звукам окружающего мира;

• обучать детей узнавать бытовые звуки, шум работающих электроприборов (пылесоса, стиральной машины и др., находить звучащие предметы, называть предметы и действия, подражать им (пылесос гудит — жжжж и пр.);

• на прогулках расширять представления о звуках природы (шуме ветра, ударах грома и др., голосах животных, учить детей подражать им;

• организовывать игры по развитию слухового восприятия, в которых знакомить детей со звучащими игрушками и предметами (барабан, бубен, дудочка и др., учить различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, голоса животных;

• создание условий для формирования пространственной ориентировки на звук, звучания игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и упражнениях, побуждение к определению расположения звучащего предмета, бежать к нему, показывать и называть его;

• создание условий для формирования представлений о характеристиках звуков: привлекать внимание к темпу звучания (быстро/медленно, силе звуков (громко/тихо, побуждать реагировать на изменение темпа и интенсивности, проводить с детьми игры по развитию слухового восприятия, в которых учить детей реагировать на громкие/тихие, быстрые/медленные, долгие/краткие звучания игрушек и речи путем изменения характера движений, произнесения звуков, проговаривания потешек и стихов;

• создание условий для развития музыкального слуха у детей;

• формирование у детей интереса и желания к прослушиванию музыки, умения реагировать на начало и окончание музыки;

• обучать детей двигаться под музыку, реагируя на темп и динамику музыкального произведения;

• побуждать различать и по-разному реагировать на музыку маршевого и плясового, спокойного и веселого характера;

• организация разнообразной предметной среды для формирования у детей предметной деятельности: предлагать детям предметы, разнообразные по форме, цвету, размеру, материалам, фактуре и пр. ;

• привлекать внимание детей к окружающим предметам, пользоваться указательным и соотносящим жестом;

• создание условий для развития предметной деятельности:

– формирование направленности на функциональные свойства предметов (познавательной установки «Что с ним можно делать?», соблюдение внимательного отношения к возникновению у ребенка желания действовать с различными предметами;

– организация специальных игр и упражнений, способствующих развитию мелких движений рук и операционально-технической стороны предметной деятельности (накладывания, прикладывания, совмещения, вталкивания-выталкивания, открывания закрывания и пр.);

– одобрять и всячески поощрять детей за правильное использование различных предметов и игрушек, в случае затруднений или неудачной деятельности применять совместные действия (действовать руками ребенка, радоваться удаче, хлопать в ладоши, улыбаться, говорить соответствующие слова;

– в ходе предметной деятельности учить детей ориентировочным действиям: переходу от действия силой (например, при закрывании коробочек разной формы) к осторожной «поисковой» результативной пробе, хвалить и радоваться вместе с ребенком удаче, побуждать к самостоятельным пробам;

• создание условий для развития предметной (режиссерской) игры:

– развитие у детей особого отношения к кукле как заместителю человека;

– в процессе игр с сюжетными игрушками обучать ребенка производить по подражанию отдельные игровые действия с сюжетными игрушками (кукла, мягкие игрушки, вместе с ребенком купать, кормить куклу или игрушку и т. д. ;

– формировать у детей умение объединять отдельные действия в игровые цепочки;

– формировать у детей способность к замещению в игровой деятельности: проведение специальных игр и упражнений по развитию предметного замещения, оказание помощи детям осваивать действия замещения, связывать эту работу с использованием предметов заместителей в предметной игре, обучение переименованию предметов в случае использования их в новом значении, уделение внимания играм с «превращениями», используя простейшие игры типа «Воробышки и кот», «Самолеты» и другие, обращение особого внимания на эти игры в ходе музыкальных занятий;

• создание условий для развития первых форм мышления:

– стимуляция развития опосредованных действий как основы наглядно-действенного мышления, создание специальных наглядных проблемных ситуаций, требующих применения вспомогательных предметов и орудий;

– поддерживание и формирование направленности ребенка на достижение цели;

– обучение детей рассматриванию наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, анализированию условий с точки зрения заданной цели, осуществлению поиска вспомогательных средств (достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление, и пр.);

– знакомство детей с разнообразием орудий и вспомогательных средств, обучение действовать с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой, веником, грабельками, наборами для песка и пр. ;

• формирование предпосылок изобразительной деятельности:

– рисование для ребенка по его просьбе или специально с целью вызвать у него интерес к изображению и к себе как объекту для изображения;

– в создаваемых изображениях отражать жизнь непосредственно самого ребенка, его бытовой, предметно игровой, положительный эмоциональный опыт; рисование сопровождать эмоциональным рассказыванием;

– побуждение детей демонстрировать изображенные на рисунке действия по подражанию и самостоятельно;

– развитие у детей восприятия плоскостных изображений, уделяя особое внимание развитию восприятия человека и его действий, рассматриванию картинок, иллюстраций в книгах;

– обучение воспроизведению действий изображенных персонажей;

– обучение лепке детей, применяя скульптурный способ, фигурок людей, животных, включая их в последующую совместную игру (собачка просит есть, бегает, спит, «служит» и т. д.);

• поощрение собственной до изобразительной активности детей:

– создание условий для развития самостоятельного черкания карандашами, мелками, волоконными карандашами и пр. ;

– совместные действия с ребенком, направляя на ассоциирование каракулей с обликом знакомых предметов, поощрение их «узнавания» и называния с целью «опредмечивания»;

– декларирование и демонстрация радости ребенку, радуясь вместе с ним узнаванию;

– стимуляция развития интереса детей к пластическим материалам (тесту, глине, в процессе которой дети разминают, разрывают, соединяют куски теста, расплющивают и так далее, а взрослые придают затем этим кускам предметный вид, что закрепляется в слове и дальнейшем обыгрывании;

– знакомство ребенка с кистью и клеем;

– выполнение вместе с детьми заданий, включающих наклеивание заготовок по всему пространству листа («Цветы на лугу», «Шарики рассыпались», «Игрушки» и пр.);

– знакомство с составлением простейших декоративных узоров, составленных по принципу повторности и чередования в процессе «подвижной аппликации», без наклеивания;

• проведение с детьми строительно-конструктивных игр:

– обучение детей строительно-конструктивным играм;

– демонстрирование детям примеров конструирования (строить загоны и домики для зверей, мебель для куклы и пр.) с целью формирования интереса к конструктивным материалам и их игровому использованию;

– формировать у детей желание подражать действиям взрослого;

– в ходе создания построек формировать у детей умение действовать двумя руками под контролем зрения, поправлять не совмещённые поверхности для придания конструкциям устойчивости и дальнейшего функционального использования созданной постройки;

– в случае затруднений у ребенка в данном виде деятельности использовать в качестве ведущих способов помощи детям непосредственное подражание и совместное с ребенком выполнение при обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий;

– обучать детей замечать и исправлять ошибки путем использования указательного и соотносящего жестов (для привлечения внимания детей, указания на ошибку и пр.). Задачи логопеда в ранний дошкольный период онтогенеза для предупреждения отклонений в развитии речи ребенка:

— специалистам и обученным родителям необходимо организовывать, поддерживать и поощрять потребность в речевом общении детей, поощряя и стимулируя речевые проявления детей: обращения, просьбы, требования;

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию в раннем возрасте «Лаборатория Дим Димыча»Конспект занятия по экспериментированию в раннем возрасте «Лаборатория Дим Димыча» "Лаборатория Дим Димыча" Экспериментирование в раннем возрасте. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование,.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдения и сопровождения (профилактика) в раннем дошкольном возрасте в дошкольных учреждениях
Опубликовано: 29 декабря 2024 в 19:25
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдения и сопровождения (профилактика) в раннем дошкольном возрасте в дошкольных учреждениях» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 января 2025 четверг
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом
03 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД