Гульшат
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Наблюдение за сезонными изменениями в природе МАДОУ ЦРР детский сад №7 с. Буздяк
Воспитатель: Байшева Гульшат Раиловна
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Воспитатель: Да, это осень.
Публикация «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- А кто из вас знает стихотворение про осень. (Дети рассказывают знакомые стихотворения)
Беседа:
- Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме).
Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.
Воспитатель: Ребята, скажите, какая сегодня погода? (ясная). Индивидуально спросить у каждого. Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
2. Дыхательное упражнение «Запахи природы»
Воспитатель: Нужно представить, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
Воспитатель: Ну что дети, все почувствовали свежий осенний воздух?
Дети: Да
3. Экспериментальная деятельность «Почему опавшие листья шуршат?»
Цель: показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы
Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут на нашем участке? (На участок, осматривание деревьев)
Дети: Берёзы
Воспитатель: Посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья). Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад). На нашем участке очень много нападало листьев.
- А какого цвета листья? (Жёлтые, красные, зелёные)
- Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят). Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
- Почему опавшие листья шуршат? Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от дерева, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. (намочить часть листьев и «пошуршать»). Так деревья готовятся к зиме.
4. Игра малой подвижности «Осенние листочки»
Цель: Побуждать детей выполнять движения, согласовывая с текстом; развивать ловкость и координацию движений.
Ход игры: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю. (Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто там маленький такой сидит? Дети: Грибочек
Он не с пустыми руками. А что у него в руке? (Конверт)
Грибочек: Я к вам шел, шел и заблудился. Меня к вам отправил Лесовик, чтоб передать вам письмо.
Воспитатель: Спасибо большое, Грибочек, прочти нам свое письмо, а мы с ребятками внимательно тебя послушаем.
“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки. Мне одному не справиться. Лесовик”
Воспитатель: Ребята, Лесовик просит нас развесить кормушки. А вы знаете для чего они нужны? (для подкормки птиц)
- Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)
- Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (становится холодно и голодно)
- Как называют таких птиц? (перелётные)
- Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? (зимующие)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами развесим кормушки и насыпим туда семечки для наших птиц.
Воспитатель: Какие вы большие молодцы ребята, а давайте сами
превратимся в птиц и поиграем в игру.
6. Подвижная игра: «Перелёт птиц»
Цель: Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности птиц к изменениям в природе, явлениях природы.
Ход игры: На одной стороне участка находятся дети — птицы. На другой стороне — пособия, на которые можно взлететь — это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы полетели в теплые края!» - дети, размахивая руками как крыльями, разбегаются по всему участку, на сигнал: «Началась буря!»- птицы летят к возвышенностям (пособия). Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенностей и продолжают свой полет. Во время игры воспитатель в обязательном порядке страхует детей.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшняя наша прогулка? Давайте вспомним, про какие изменения осенью в природе мы говорили? Кого мы встретили? Кому и как мы помогли? Для чего мы повесили кормушки на деревья? (Ответы детей)
После игры Грибочек достает опять же тот конверт и дочитывает письмо. Там говорится о том, что Лесовик в беседке оставил детям корзинку с яблоками.
Воспитатель: Ребята, вот корзинка с яблоками. Лесовик благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.