Екатерина Бахтина
Наблюдение-эксперимент в подготовительной группе «Что необходимо растению?»
▼ Скачать
Наблюдение –эксперимент в подготовительной группе
«Что необходимо растению?»
«Прежде чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать». В. Сухомлинский
Задачи:
- Дать детям обобщенное представление о комнатных растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло).
Публикация «Наблюдение-эксперимент в подготовительной группе „Что необходимо растению?“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.
- Продолжать воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
В рамках проекта «Эколята-дошколята молодые защитники природы
мы с ребятами вместе с героями: Ёлочкой, Тихоней, Умницей и Шалуном, решили провести наблюдение-эксперимент и узнать : «Что необходимо растению для жизни?»
Ребята ответили, что растению нужны : вода, тепло, свет, почва, воздух.
Опыт (наблюдение) №1
«Рост растения в разных условиях»
Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.
Оборудование: одинаковые растения (земля, два горшка, стеклянная банка)
Ход: Приготовили три черенка одного растения-каланхое.
Решили посадить два черенка в горшки, а третий черенок оставить в воде, без земли. Что будет?
Один горшок с цветком мы поставили в сухое, темное место (не поливали, не ухаживали, лишили света, а другой горшок и банку с черенком поставили на подоконник.
Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в воде, так как в земле больше питательных веществ.
Опыт (наблюдение) №2 «С водой и без воды»
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения.
Что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость).
Вывод: растение без воды жить не может.
Через две недели ребята сравнили наши растения. Они почти ничем не отличались. Расстроились. Узнали из интернета, что каланхоэ относится к семейству толстянковых. А эти растения, как кактусы, умеют хорошо задерживать влагу. Поэтому растение из темного шкафа почти не изменилось.
Решили продолжить наш эксперимент.
Опыт (наблюдение) №3 «Растению нужен свет»
Цель: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.
Материал: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.
ИТОГИ: Растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым, как и прежде. Когда растения из темного шкафа вернули на подоконник, его светлые листочки вернули свой цвет.
Через некоторое время мы обнаружили, что цветок на подоконнике зацвел. Ему хватало и воды, и тепла, и света. А цветок, который стоял в темноте, стал засыхать. Значит, ему не хватало воды. Новые листочки, которые выросли за этот промежуток времени, стали светло- зелеными. Цветку не хватало света.
ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество - хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает.
Черенок, стоявший в банке, пустил корни, зацвел. Этому растению и без земли было хорошо. У него появилось много корешков, и ребята посадили его в цветочный горшок.
Вывод: Для роста и развития растения необходимы свет, тепло, почва и вода.
Все три растения каланхоэ, растущие в разных условиях, все-таки зацвели, несмотря на преодоленные испытания.