Гореликова Оксана Константиновна
Наблюдение с детьми за почками в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
расширять представления детей,дошкольников о весенних изменениях в природе (как распускаются почки на деревьях и кустарниках).
продолжить формировать умение у детей замечать изменения во внешнем виде и кустарников в зависимости от времени года, климатическими изменениями в природе, местом размещения.
Выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки. Продолжать при наблюдении за почками на срезанных ветках куста сирени сравнивать их с раскрытием почек в природе.
Темочки:
развивать умения запоминать, мыслить, рассуждать, доказывать;
формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Послушайте загадку о признаке весны и попробуйте ее отгадать:
В каждом апреле
Всегда так бывает:
Прежде чем лопнуть,
Она набухает.
Лопнет, что скажет:
«Хочу вам представиться».
И потихоньку потом
Распускается.
Отгадка: Почка.
Подойдем к кусту сирени. Посмотрим на почки кустарника. Давайте сравним, какие почки были зимой и сейчас. Разница есть или нет? (рассматривают почки и делают вывод). Зимой почки на деревьях и кустарниках были плотно закупорены и не пропускали холодный воздух, они как бы спали. Деревья и кусты находились в состоянии покоя. Весной же началось сокодвижение. Деревья и кусты начали просыпаться. Почему? (стало теплее). Что произошло с почками? (увеличились, набухли).
Как расположены почки? (одна напротив другой, как бы парами).
Что появиться из почек? (листочки). В почках находится запас питательных веществ, для будущих листьев.
Дети, а как вы думаете, где быстрее появятся листья на ветках на улице или в группе? Почему? Как можно проверить? Что вы можете предложить? Из ответов детей выбираем чье нибудь предложение, при затруднении – использую подсказку :
Можно провести исследование, взять веточку в группу и поставить ее в воду, а потом сравнивать с уличной и увидим, чье предположение будет верным. А можно ли ломать ветки на кустарниках? (ответы). А для чего весной делают обрезку кустарников, деревьев? В начале весны у кустов начинают расти новые побеги и если старые ветки не срезать, то они будут заглушать рост молодых побегов и поглощать, так необходимые им питательные вещества. Старые ветки затеняют новые ростки, а тем не хватает солнца и воздуха. Особенно обрезка нужна кустам, которые дают нам урожай. Если ее не провести вовремя или о ней забыть, даже не стоит надеяться на хороший урожай. Мы с вами срежем ветку ножницами.
Что делают со срезом? Ребята, а когда у нас появляется рана или царапина, что мы с ней делаем? (ответы детей). Чтобы дерево после проведения обрезки меньше страдало, все раны на деревьях должны быть закрыты специальной замазкой- садовым варом. Откладывать на потом эту операцию нельзя: открытая рана является воротами для инфекции и дерево может начать болеть, поэтому замазать срезы нужно в день проведения обрезки. А как вы думаете, чем можно обработать рану у дерева? (предположения детей- варом, глиной, землей или пр.). Можно рану дерева обработать специальным садовым варом. Вот у меня есть вар, посмотрите, как он выглядит, потрогайте его. Какой он? На что похож? Давайте замажем места срезов и унесем срезанные ветки в группу. В группе предлагаю детям подумать, где и в чем лучше разместить ветки и выбрать способ фиксации наблюдения. (зарисовать или сфотографировать или составить словесное описание или др.)
Вопросы детям:
-Что изменилось в почках на ветках на улице? В помещении? Какие почки изменились больше? Почему? Давайте попробуем описать почки на ветках на улице и в группе разными словами (дети подбирают прилагательные, сравнения и др. слова) Что помогло нам вспомнить, какие почки были неделю назад и сравнить, какие стали? (способ фиксации – фото) Кто проводил дома опыты по раскрытию почек? Кто может предложить свой опыт или придумать с почками? (Если дети затрудняются, делюсь своим примером – проведением опыта по появлению листьев на ветках разных деревьев в одинаковых комнатных условиях или одинакового дерева в условиях разной освещенности и пр.)
Что изменилось в почках на ветках на улице? В помещении? Какие почки изменились больше? Почему? Что помогло нам вспомнить, какие почки были неделю назад и сравнить, какие стали?
В группе предлагаю детям зарисовать наше исследование и составить для родителей рассказ о нем, а в уголок природы поместить сравнительную таблицу с итогами наблюдения.
Фиксация наблюдения.
Мы решили зафиксировать наше наблюдение, сфотографировав его.
Во время наблюдения мы с детьми сфотографировали почки на улице.
Придя в группу дети поставили ветки сирени в вазу с водой и разместили их на окне с солнечной стороны. Так же сфотографировав ветки в группе. Дети предположили, что на улице листья появятся на ветках, быстрее, чем в группе. Я не стала противоречить детям.
На четвертый день мы решили сравнить, где же быстрее распускаются ветки. Мы сначала рассмотрели почки на ветках в группе, а затем на улице. Дети были удивлены, что почки распускаются быстрее в групповом помещении. Я стала задавать детям вопросы:
Как вы думаете, почему почки в группе распускаются быстрее, чем на улице? С чем это связано? Почему в группе теплее? Почему на улице холоднее?
на 12 день мы с детьми наблюдали уже распустившиеся почки в групповом помещении, а на улице они только стали проклевываться