Ольга Турусова
Конспект занятия «Мы-знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы - знатоки природы»
Образовательная ситуация для детей старшей группы.
Фрагмент детско-взрослого проекта "Был сегодня листопад - завтра будет снегопад?", проводится на проблемно - деятельностном этапе. Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с образовательными областями: «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цель: осмысление детьми природной и временной зависимости между двумя сезонами: осень и зима. Задачи: - обобщение характерных признаков осени и зимы, растительного и животного мира этих сезонов; - развитие умений передавать впечатления через звучание музыкальных, шумовых инструментов, рисунок, поэзию и др; – обогащение словаря дошкольника, развитие выразительности и образности речи детей; Материалы: разные виды календарей, две заготовки для дизайнерского календаря - коллажа, репродукции картин художников, демонстрационное пособие «Зимний лес», материалы к нему, ЭОР, шумовые инструменты :треугольник, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, кубики. Музыкальные произведения в записи и др. Мероприятия, проведё нные с детьми: - рассматривание репродукций картин И. И Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана; - иллюстраций, календарей; - чтение литературных произведений о осенней и зимней природе, анализ пословиц и поговорок, стихотворений и рассказов; - прослушивание музыкальных произведений А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковского «Времена года»; - изготовление силуэтов животных, птиц, рисование на осеннюю и зимнюю тематику,аппликация, лепка из солёного теста, монотипия (отпечатки осенних листьев); -сочинение сказок, придумывание стихотворений, создание мини-музея, проведении творческих конкурсов, изготовление домашних поделок; - фоторепортаж.
Публикация «Конспект занятия „Мы-знатоки природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Сюжет-завязка
Педагог. Если подойдём к окну и посмотрим на окружающую природу, что можно увидеть (Листьев на деревьях практически нет. Дует холодный ветер, идёт дождь) Педагог. Какое сейчас время года? На какие четыре сезона делится год, они называются времена года? Давайте назовём осенние, зимние месяцы (Используется пособие «Круглый год») Какое сейчас время года? Какой месяц осени? А как можно узнать, какое время года? (Ответы детей) Вспомните, про какое время года мы сочиняли загадки? (показ видео фрагмента) Развитие сюжета Педагог. Посмотрите на репродукции картин, выберите те, на которых изображена осень, докажите. (Демонстрируются репродукции И. И. Левитан «Золотая осень», «Большая вода», И. И. Шишкин «Зимний лес», «Дубы», И. Э. Грабарь «На озере». Посмотрите на репродукции, уточним, что происходит в природе осенью? Что происходит с животными? Какие изменения в растительном мире (Ответы детей, обобщение) Педагог. Если осенью оказаться в лесу или в парке, какие звуки мы услышим (шуршание листьев под ногами, шум дождя и ветра,голоса птиц, улетающих в тёплые края) Я вам прочитаю интересное стихотворение поэта Усачева «Шуршащая песенка», а вы мне скажите, что вы слышите? (Ответы детей) Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. Поэт осеннее настроение передал стихами, а композитор, который пишет музыку, может передать осеннее настроение (Ответы детей) Педагог. Давайте слушая музыку, изобразим падающий листок. (Пластическое интонирование детьми музыкального произведения П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Осенняя песня») А. Плещеев Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца. Педагог. Ребята, давайте вспомним золотую осень: мы с вами придумывали сказки, сочиняли загадки. И сейчас мы их послушаем. (Прослушивание сказки про Чупакабру, презентация сказки «Путешествие в осенний лес») Педагог. Мне нравится отрывок из стихотворения русского поэта Ф. И. Тютчева, послушайте. Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
О каком времени года идёт речь? Где ещё отражено очарование зимы (на календарях, картинках и др.) Что такое календарь? В календаре отражаются не только времена года, но и особенности каждого времени года, и порядок следования дней недели в числах. (Используется методическое пособие «Круглый год»)
Педагог. Посмотрите на календарь, покажите осень и зиму. ( Педагогическая поддержка в процессе деятельности: «Чем отличаются календари?», «Чем они похожи?», «Какой порядок следования времён года?» и др.) Давайте разделимся на две команды, и создадим сами свой зимний календарь.
Что нам нужно для того, чтобы создать календарь? (Ответы детей) На основе приготовленных материалов самостоятельно составьте два календаря, выберите рисунки, наклейте. Составлять календарь будем под музыку, которая расскажет о зиме. (Музыкальное сопровождение А. Вивальди концерт «Времена года», «Зима»). ( Педагогическая поддержка в процессе деятельности :дети объясняют свой выбор материала, его расположение: «Что изображено?», «Почему так расположил?») ПедагогКто хочет рассказать о своём календаре? Какие вы отразили характерные признаки зимы? Кто дополнит? Чем особенно вам нравится свой календарь? (Ответы детей) (Презентация рассказа о календаре)
Педагог. Засмотрелись мы с вами, заслушались, что-то зябко нам стало. Что же делать, как теперь согреться? (Ответы детей) (Совместное выполнение музыкально - ритмических движений под песню Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Кабы не было зимы») Педагог. Закроем глаза и представим, что мы в зимнем лесу? (Появляется пособие «Зимний лес») Что вы можете рассказать об этом лесе? Прислушайтесь, действительно - в лесу тихо? (Ответы детей) Заселим его. Распределим животных по зимним местам обитания. И услышим их. (Дети распределяют животных по местам обитания, сопровождая звучанием инструмента) Расскажите, как животные приспосабливаются к зиме? А что произошло с миром растений? (Ответы детей) А теперь, на фоне музыки, покажем, кто живёт в зимнем лесу. Вы - оркестр, а я буду управлять вами. Я - дирижёр. (Звучит «Вальс-шутка» Д. Д. Шостаковича, дети сопровождают музыку звучанием шумовых инструментов.) Итог. Сравним два сезона: осенний и зимний. Какие изменения происходят в природе, растительном и животном мире? Что вам понравилось и запомнилось? Что нового вы сегодня узнали? Знает кто-нибудь из вас приметы, загадки, стихи? Что мы сегодня создали? Приметы. 1. Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. 2. Большой урожай грибов предвещает продолжительную зиму. 3. Быстрый, дружный листопад — к суровой зиме. 4. В октябре птицы летят ниже к земле — быть ранней и холодной зиме. 5. Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму. 6. Когда муравьи строят большие муравейники, к холодной зиме. 7. Комары в ноябре — быть мягкой зиме.
Давайте на память гостям подарим по календарю.