Старовойтова Наталья
Физкультура в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультура в детском саду. Мы вместе - родители, дети, педагоги
Задача детского сада - воспитать гармонично развитую личность. Именно задачи воспитания, а не образования, являются главными. Это и не удивительно, дети 2-6 лет только познают окружающий мир и себя в нём, учатся как себя вести в разных ситуациях самостоятельно. Создать условия для детской самостоятельности - это как раз то, что может в большей степени сделать педагог (неважно в детском саду или в школе, а не родители. Сначала всё понятно: сам поел, сам оделся и т. д. Затем становится сложнее: сам построил, сам слепил или нарисовал. Дальше ещё сложнее: оказывается, рядом есть и другие дети, которые, как правило, интересны, но мешают: ломают постройки, отбирают игрушки, шумят, не слушаются и т. д. Научить ребёнка самостоятельно регулировать своё поведение и взаимоотношения с взрослыми и детьми - вот самая сложная задача педагогов.
Темочки:
Мы, как родители, видим своих детей не так как окружающие. И не только потому, что их сильно любим и многое им прощаем. Мы редко можем увидеть, как ребёнок общается самостоятельно, без нашей поддержки (разве только стать невидимкой). Очень часто слышишь: «Мой сын не мог так сделать», или «Моя девочка такая послушная, а вы говорите.» Вот и возникают страшные истории про злых воспитателей и безалаберных родителей. Такие отношения между мамой и воспитателем в первую очередь вредят ребёнку. И совсем не потому, что к нему будут по-другому относиться. Ребёнок просто теряет ориентир - как правильно, как надо. Бывает и по-другому. Дедушка жалуется на непослушание внука. А воспитатель говорит, что он - замечательный ребё нок: активный, целеустремлённый, старательный.
Необходимо понять, что родители и воспитатели смотрят на ребёнка с разных сторон (в разных ситуациях) и необходимо, чтобы их «поле обзора» пересекалось. Рассказы воспитателей или родителей о детях - это информация, которую просто надо принять и обсудить. Бывает, что возникает порочный круг: родители не рассказывают педагогам о детях (не поймут, будут плохо относиться, им всё равно., а педагоги не рассказывают родителям (не поймут, обвинят в некомпетентности, будет скандал.) Вот и нарушается целостность воспитания. Результат такого «общения» виден в школе. Исправить ситуацию уже тяжело, так как в школе основная задача не воспитание, а обучение.
Взаимопонимание и взаимодействие педагога и родителей, доверие друг другу, регулярное общение - это залог успешного воспитательно-образовательного процесса. И его результат - это здоровый и счастливый ребёнок.
Зачем нужна физкультура?
Физкультура - это часть воспитательного процесса, и она решает те же самые задачи, только другими средствами. Более того, во время двигательной активности ребёнок раскрепощён и его психоэмоциональные качества видны не вооружённым глазом.
Меня всегда удивляет и расстраивает отношение к физкультуре, как к чему-то не серьёзному, не важному: «Дети и так много двигаются». Во-первых, много - на ваш взгляд, а во-вторых, важно, как они это делают. Гармоничное физическое развитие происходит только тогда, когда охвачены все группы мышц, когда используются различные виды нагрузки, когда во время занятий меняется ситуация (инвентарь, индивидуальное выполнение, в парах или группой, соревнование или взаимодействие).
Часто родители считают, что их ребёнку и так хватает нагрузки (занимается танцами, в бассейне, ходит на тренировки). Хочется сказать, что ни одна спортивная секция не даёт разностороннего развития. Спорт развивает достаточно узкий набор физических качеств, необходимых именно в этом виде спорта, и доводит их до автоматизма. Можно заниматься футболом и иметь слабый плечевой пояс. Можно танцевать и бояться мяча. Быть борцом и в то же время иметь плоскостопие. Этот список бесконечен. Спортсмен именно тогда достигает результата, когда все его силы брошены на развитие отдельных возможностей организма.
Разностороннее физическое развитие ребёнок получает именно на физкультуре в детском саду или школе. И только тогда он всегда будет себя уверенно чувствовать среди сверстников, играя в догонялки, в снежки, в футбол, прыгая на скакалке или просто прогуливаясь по бордюру.
Физкультура и здоровье.
Естественно, первоочередной задачей физкультуры является укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка.
Каждую маму волнует здоровье ребёнка. И это правильно. Но почему-то, заботимся мы в первую очередь о том, умеет ли ребёнок считать, знает ли он буквы и т. д. При этом мы редко задумываемся: как он ходит на носках, умеет ли он ловить мяч и прыгать на скакалке, как быстро и долго он может бегать. А ведь именно эти умения и являются показателями здоровья. Удивительно, но бывает так. Говоришь маме: «Сходите к ортопеду. Ребёнок при ходьбе косолапит или подворачивает стопу и т. д.». А в ответ слышишь: «У нас бабушка так ходит». Но почему, если бабушке не помогли в своё время, то должен страдать и ребёнок.
Или другая ситуация. «Не умеет Вася ловить мяч. Ну и что? Он и без этого проживёт». Конечно. Но вы задумайтесь, почему он этого не умеет. Если задание не соответствует его возрастным возможностям, то его надо облегчить ( например: подойти ближе). А если соответствует, значит надо найти причину. Он не может скоординировать движение рук - не достаточное развитие мышц плечевого пояса, медленное прохождение нервных импульсов (а ведь это его нервная система). А может он не ощущает расстояние до подвижного предмета - проблема со зрительным анализатором. Это не только сам глаз, но и участок мозга, который отвечает за анализ зрительной информации. Никак не может исправить свою ошибку - проблема с аналитическими способностями или взаимодействием головного мозга и периферической нервной системой. Чаще всего, эти вопросы не возникают при регулярных занятиях физкультурой и исправляются ею же.
Я бы хотела, чтобы родители поняли: если ребёнок неуклюж, слаб или косолап - это вопросы его здоровья и к ним надо подойти серьёзно.
Программа по физическому развитию дошкольников учитывает многое.
1. Соотношение аэробной (выносливость) и анаэробной (скорость и сила) нагрузки. Аэробная нагрузка обеспечивает организм кислородом - его потребление, перенос и запас в тканях. Это имеет прямую связь с иммунитетом и возможностями дыхательной и сердечно-сосудистой системами ребёнка. Анаэробная нагрузка накапливает энергетический запас непосредственно в клетках, работающих тканей.
2. Гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата. Это правильная осанка, которая позволяет правильно работать всем внутренним органам. Развитие всех мышечных групп позволяет ребёнку не только владеть своим телом в полной мере, но и делает более разветвлённой сосудистую сеть, способствует разрастанию и укреплению периферической нервной системы.
3. Гибкость - это здоровье связок и суставов, их питание. Кроме того, гибкость увеличивает двигательные возможности организма.
4. Координация и равновесие в первую очередь являются показателями развития нервной системы ребёнка. Координация - это связь с головным мозгом, разветвление нервных тканей, проведение точно дозированного нервного импульса и чёткий ответ конкретной мышцы. Чем больше разнообразных движений может выполнить ребёнок, тем разветвлённее нервная система, тем легче организм переносит стрессовую ситуацию - возбуждение просто «растекается» по отросткам, не перегружая отдельный участок. Как координация, так и равновесие предполагают проявление волевых качеств, сосредоточенности, требуют точных усилий со стороны каждой мышцы - формируется самоконтроль.
5. Реакция - умение быстро и точно реагировать на изменение ситуации. Это работа слухового и зрительного анализаторов, сенсорных систем (нервная система, развитие мышечных групп, энергетический запас в отдельно взятых клетках.
6. Ловкость - это взаимодействие зрительного анализатора и нервно-мышечной системы посредством нервной ткани. Проще сказать, ловкость собирает воедино физические возможности организма и силу, и гибкость, и координацию, и возможности внутренних систем.
Эти качества, конечно, развиваются и в обыденной жизни, но если где-то отставание, то без занятий не обойтись. Самостоятельно ребёнок выполняет лишь те действия, которые даются ему без труда. Для всестороннего физического развития необходима система, программа занятий. Мне кажется, что физкультура - это первое чем должен заниматься ребёнок. Ведь движение - это жизнь, а знание - только сила. Расставьте правильные приоритеты в жизни своего ребёнка. Не зря говорят: «В здоровом теле - здоровый дух».
Физкультура, мышление и психоэмоциональное состояние ребёнка.
Помимо задач физического развития и здоровья физкультура решает и воспитательные задачи.
1. Формирует стремление к самосовершенствованию через конкретный, видимый результат своей деятельности. Дети учатся получать удовольствие от физической нагрузки и испытывают потребность в ней.
2. Развивает эмоциональный интеллект, способность выражать и контролировать свои эмоции, радоваться своим успехам и успехам товарищей, быть терпимым к ошибкам других, помогать более слабому, быть готовым взять ответственность на себя.
3. Способствует становлению самостоятельности и целенаправленности действий, используя разученные движения в играх, на праздниках, дома.
4. Формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками: совместное или последовательное выполнение действий, игровое противоборство или сотрудничество.
Для успешного решения таких задач необходимо, чтобы ребёнок думал, рассуждал, не замыкался на себе, а умел слышать и видеть. Кстати говоря, с этими проблемами сталкиваются все, и родители в первую очередь. Кому из мам не знакома такая ситуация? Зовёшь своего сына, а он не обращает внимания - не слышит. Или объясняешь что-то дочери, а она спрашивает то же самое - не услышала, хотя стояла рядом. Слушать и слышать, смотреть и видеть - это не одно и то же. Слушают и смотрят уши и глаза, а слышит и видит мозг. Потому что именно он воспринимает, сортирует и анализирует информацию. Где, скажите, как не на физкультуре развивать эти способности? Именно здесь, в шуме и движении надо напрячься - услышать и увидеть. И физрук может работать в этом направлении регулярно и планомерно. Более того, здесь помогают и другие ребята, именно они не дают «отключать мозги». Ведь дети постоянно находятся в движении и поторапливают, поправляют друг друга.
Или научить относиться терпимо к медлительному, не очень ловкому ребёнку, не выставляя его при этом плохим - это тоже задача инструктора физкультуры. Дать проявить себя каждому, научить достигать результата, не считать себя хуже других и не зазнаваться - это задача педагога. На физкультуре все дети друг у друга на виду и оценивают друг друга. Кто-то смеётся, толкается, а кто-то уже подсказывает, помогает, хвалит. Физкультура - это сжатая жизненная модель, где проявляются многие комплексы, недостатки детей, но и их достоинства тоже видны очень чётко. И всегда есть возможность похвалить, исправить, направить именно в поведении, а не только в выполнении конкретного движения.
Ещё один вопрос - эмоциональное богатство ребёнка. Очень часто ребёнок после детского сада капризничает, кричит, бегает или наоборот подавлен (это хуже). Это происходит потому, что дети устают быть хорошими, правильными. И с кем же расслабиться как не с мамой. А мама тоже устала после работы. Где же выход? Физическая нагрузка. Она сама по себе разгружает, снимает нервное напряжение, а на своих занятиях я позволяю, а иногда и прошу кричать, дудеть, топать и хлопать. Ребёнок должен уметь и иметь возможность выплеснуть свои эмоции. Так происходит, когда мы ругаемся в крике, болеем на футболе, шумим при застольях. У детей эмоций гораздо больше. И они ищут возможность их выплеснуть. Именно не растраченные эмоции создают стресс. Другой вопрос, что выброс эмоций не должен быть агрессивен (драка, ругань, щипнуть или укусить). Всё это ребёнок делает не просто так. Задача взрослых научить ребёнка выплёскивать свои эмоции и контролировать их.
На физкультуре это просто. Чередуем активную деятельность, иногда со смехом и криком, с организованными спокойными движениями. Учимся кричать, «болеть» за свою команду и успокаиваться по окончании эстафеты. С шумом играть в догонялки, перебежки и не толкать других детей, замирать, добежав до «домика». Учимся ждать сигнала, когда уже хочется бежать. Учимся радоваться победе, не обижая проигравших. Учимся проигрывать без истерик, зная, что ещё будет возможность всё исправить. Учимся переживать неудачу, зная, что нельзя быть лучшим везде, но если постараться, то результат не заставит себя ждать. Это то, чего родители, даже самые лучшие, не могут дать своему ребёнку. Пользуйтесь такой возможностью. Обсуждайте с детьми разные ситуации, подсказывайте. Позиция ты плохой или ты лучший - неверная. Слёзы и разочарование детей, когда их оценивают сверстники тому подтверждение.
Я была рада, когда одна девочка мне сказала: «А я теперь научилась по скамейке ходить. Меня мама весь вечер учила». Мама молодец! «А мне папа сказал не прыгать», - грустно говорит другой ребёнок. Папа! Но ведь другие дети прыгают и не только в зале, они развиваются. Найдите место, где ваш ребёнок будет иметь возможность прыгать, а лучше попрыгайте вместе.
Образовательная программа.
Вот мы и дошли до того, чем конкретно мы занимаемся с детьми на физкультуре. Это такое же обучение, как читать и писать. Иногда сложное, иногда страшное, иногда легкое и весёлое, но это обучение. Мы выполняем разные движения по одному, в парах и в группах, иногда остаёмся после занятий, иногда предлагаю позаниматься дома. Всё для того, чтобы каждый ребёнок стал успешным. И вот здесь ваше отношение важно. Что скажет ваш ребёнок? Я смогу, надо только постараться, или не хочу, не буду, ну и пусть не умею.
1. Строевая подготовка. Построение в шеренгу, колонну, круг; размыкание и смыкание; расчёт на 1-2, перестроение в колонны и шеренги; интервал; повороты направо, налево, кругом. Перемещения по залу через центр, по диагонали, змейкой, вперёд-назад с использованием различных видов ходьбы и бега.
2. Мяч. Катать, кидать, бросать друг другу, метать в цель и на дальность, набивать, передавать, перепрыгивать.
3. Равновесие на скамье. Ходьба, бег, прыжки на скамье; упражнения на осанку, с закрытыми глазами, перемещения по мешочкам, скакалкам (верёвке) и через них.
4. Лазание по шведской стенке, по скамье, спрыгивание.
5. Танцевальные шаги (приставные, полька, вальс) в различных вариациях, по одному и в парах.
6. Акробатические упражнения. Упражнения на осанку, на гибкость, на силу, на координацию (перекаты, стойка на лопатках, кувырок, мост, отжимания, упражнения на пресс и т. д.).
7. Скакалка. Вращение, прыжки через скакалку с вращением вперёд и назад, прыжки через длинную скакалку, перепрыгивания, прыжки в длину и высоту, упражнения на равновесие.
8. Обручи. Катать, передавать, вращать на полу, на руке и талии, обходить, перепрыгивать.
9. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
10. Гимнастическая палка. Упражнения на осанку, для стоп, в парах, ходьба по палке, прыжки вверх и в длину, передача палки.
11. Кегли. Обходить, перешагивать, передавать, сбивать мячом или палкой, катая или бросая предмет.
12. Спортивные игры.
Эти разделы повторяются из года в год, во всех возрастных группах. Естественно год от года задания усложняются. Например, тест на равновесие. Младшая группа - стоять на носках и на одной ноге. Средняя группа - тоже, но с закрытыми глазами. Старшая группа - тоже, но после 3 поворотов вокруг себя. Подготовительная группа - стоять на носке одной ноги. Вы понимаете, что если ребёнок пропустил материал в этом году, то он попадёт на него в следующем и будет иметь возможность научиться. Умения как клубок накручиваются одно на другое, используются в играх и повседневной жизни детей.
Спросите своих детей: что они делали в детском саду? Занятия у них каждый день. Порадуйтесь их успехам, похвалите, а если что-то не получается - помогите. Помогите своим детям быть счастливыми и успешными. Успешный человек - это человек, который достигает своих целей. А это возможно только тогда, когда он видит или слышит поставленную задачу, знает путь её достижения и идёт по нему, осознаёт свои ошибки, хочет и может их исправлять. Тогда неизбежен отличный результат. Радость победы. Желание достигать новых целей, которые ребёнок начинает ставить себе сам. Так формируется целеустремлённость и желание учиться.