Баженова Виктория Павловна
«Мы — изобретатели». Конспект занятия по знакомству с профессией изобретателя, И. П. Кулибин. Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие в подготовительной группе "Мы - изобретатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
«Мы – изобретатели»
Цель: познакомить детей с первыми изобретениями Ивана Петровича Кулибина; закрепить понятие «человек-изобретатель», обогатить знание о мире открытий и изобретений; развивать воображение.
Оборудование: старинная шкатулка, песочные часы, иллюстрации : птица, стрекоза, одуванчик, колокольчик, игрушки: самолет, вертолет, колокольчик; иллюстрация парашюта, портрет И. П. Кулибина и изображения с его изобретением-велосипедом, современным велосипедом, автомобилем, салютом, вентилятором; листочки с силуэтом велосипеда по количеству детей, фломастеры или карандаши, 3 линейки одинакового размера, скотч, бусы разноцветные.
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, посмотрите, что это такое? (шкатулка)
-Давайте посмотрим, что в нутрии. (воспитатель достает песочные часы. Дети разглядывают песочные часы).
- А как вы думаете откуда взялись такие часы, кто придумал их? (люди)
-Правильно. Кто знает как называют людей, которые придумывают разные полезные вещи? (ответы детей).
-Таких людей называют изобретателями.
-Давным-давно человек был очень близок к природе.
Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем!
Изобретатель был очень любознательным, любил наблюдать за природой. Когда-то человек, поранив руку о колючку растения, сообразил сделать и применить в жизни иголку, рыболовный крючок или стрелы) Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)
- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим че-ловеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».
О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок:
Каков мастер - такова и работа.
Дерево дорого плодами, а человек - делами.
Умелые руки не знают скуки.
Дело мастера боится.
- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (Природа.)
- Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? (показывает иллюстрацию летающей птицы)Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет.) (из коробки педагог достает объемную игрушку-самолет; сравнивают с птицей) Самолет - это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. (показывает иллюстрацию стрекозы)
Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет). (педагог достает из коробки объемную игрушку вертолет; сравнивают со стрекозой).
- А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает оду-ванчик.) (ответы детей)
- Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики. (показывает иллюстрацию парашюта)
- Как хорошо, когда человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол.) (воспитатель достает из коробки колокольчик) Давайте послушаем колокольный перезвон. (Дети звенят в колокольчик) А колокольчик-цветок не звенит. Даже загадка про это есть.
Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звона нет.
Или:
Колокол колышется,
А звона не слышится.
- И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.
А сейчас мы немного отдохнем.
(дети становятся в круг и выполняют движения следуя словам)
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой!
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем!
(После разминки воспитатель подводит детей к стенду)
- Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями. (дети рассматривают портрет И. П. Кулибина)
Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.
Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.
Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем.
(велосипед)
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька.
(автомашина)
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом,
Рвутся в небе неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют,
Это праздничный.
(салют)
Я весь день жужжу-жужжу,
Ветерком тебя стужу.
(вентилятор)
- А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей) (Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы, раздает каждому ребенку нарисованный силуэт велосипеда). Детям предлагается «дорисовать интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т. д.) Свои изобретения дети вешают на стенд для работ. (при выполнении работы звучит тихо музыка)
Дети рассказывают о своем дополнительном оснащении, которое придумали в ходе рисования.
-Ребята, я тоже хочу стать изобретателем. Но вы должны мне помочь, без вашей помощи мне не обойтись. Я предлагаю сделать нам «калейдоскоп» своими руками. Для этого у меня есть предметы, с помощью которых и сделаем его. (воспитатель рассказывает о наличии необходимых деталей)
(Выполнение работы, где дети насыпают бусы. Воспитатель завершает работу, дети демонстрируют калейдоскоп на деле)
Ребята, какие вы молодцы! Будущие изобретатели!
А кто такие изобретатели?
Скажите, с каким изобретателем вы сегодня познакомились?
Что вдохновляет изобретателей на новые изобретения?
Чем еще мы с вами занимались на занятии?