Кальметова Фира
«Мы — исследователи». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить знание детей о воздухе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям.
Материал: Визитка «Ученый - исследователь», полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, трубочки, соломинка, вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела, карандаши на каждого ребенка. Банка с водой, стакан, весы, воздушные шары.
Публикация «„Мы — исследователи“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Предварительная работа. Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дедуктивная игра «Живое и неживое», опыты и эксперименты с водой и камнем. Чтение экологической литературы. Игры с мыльными пузырями. Знакомство с верхними дыхательными путями человека. Загадки о воздухе, ветре. Игры с вертушками.
Ход ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, отгадайте загадку.
Такой большой,
Что знаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю. (Воздух)
- Ребята, предлагаю вам стать ученными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые - исследователи? ….)
- Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляю на грудь детям визитки.) Вы готовы?
-Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
- Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? ….) Делаем вывод: воздух есть в груше.
Опыт 2. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши.)
- А теперь проверим, есть ли воздух под столом? ….) Встаньте, проверим над нами, над столом есть воздух?
Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).
- Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ( Воздух есть везде: в груше, в меле, под столом, над столом ….)
Воздух невидим. Как его обнаружить?
Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет, откроем, наберем в мешочек воздуха и начнем скручивать его с открытого края. Пкет стал выпуклым. Почему?
- Делаем вывод: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух невидим. Вывод: воздух невидим.
Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется).
- А сейчас послушаем загадки и отгадаем.
1. Я березку нагну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, насвищу.
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?
2. Неизвестно, где живет,
Налетит - деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (Ветер).
Физкультминутка Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, и два – наклон,
Зашумел листвою клен.
- А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Опыт. Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакане не вливается). Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей).
Вывод: воздух занимает место.
Имеет ли воздух вес?
Опыт 1. Возьмем 2 воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаши весов неподвижны). Надуваем один шарик, Чаша весов перевесила, Почему? Вывод: шарик имеет вес.
Упражнение на дыхание «Шар лопнул». (резкие выдохи с шумом «ш»).
- Мы провели исследования. Что мы узнали о воздухе, о свойствах воздуха? (Воздух есть везде, невидим, воздух занимает место, имеет вес). Правильно, коллеги.
- А для чего людям нужен воздух? (Для дыхания).
- Теперь я предлагаю вам убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт 1.
- Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.
Опыт 2. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха). Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
- Прошу вас подойти к столам и нарисовать, а потом рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.
(Дети работают с бумажными силуэтами человека и рассказывают о системе дыхания).
- Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?)
- Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе – сжимаются.
- Коллеги, а мы можем не дышать? Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.
- Трудно, без воздуха?
Делаем вывод: без дыхания нет жизни.
Значит, без воздуха нет жизни!