Ольга Щербатых
Творческий проект «Мы — исследователи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29»
Проект
«Мы- исследователи»
Подготовила:
воспитатель
Щербатых Ольга Алексеевна
Г. БАЛАХНА, 2019 г
Тип проекта : познавательно- исследовательский
Основные участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы, родители детей.
Продолжительность проекта : краткосрочный, групповой.
Актуальность проекта.
Публикация «Творческий проект „Мы — исследователи“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Цель проекта.
Развить творческую, познавательно – исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.
• Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование.
• Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять их в самостоятельной деятельности.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
• Развивать интерес к исследовательскому поиску.
• Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
• Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
• Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.
Предметные области, разделы программы, в рамках которых проводится учебный проект :
• Познавательное развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
• Речевое развитие.
• Социально-коммуникативное развитие.
Формы работы и методы работы.
• Экспериментальная деятельность.
• НОД.
• Наблюдения на прогулках.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы.
• Работа с родителями.
• Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Предполагаемые результаты.
Повысится уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей. Разовьется способность видеть и определять проблему, дети сами смогут принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы. Проявят интерес к миру природы, смогут самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
II этап – основной (практический).
III этап- заключительный.
План-график реализации проекта.
1 этап. Подготовительный
Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
• Выстраивание системы работы по организации исследовательской деятельности детей.
• Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.
• Анкетирование родителей по проблеме проекта.
2 этап. Тема: «Воздух-невидимка»
Актуальность
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Объект исследования : воздух, его физические свойства.
Девиз проекта : Все интересно - что неизвестно!
Проблема (или проблемные вопросы) :
Что такое воздух?
Зачем он нужен людям и растениям?
Как можно увидеть воздух?
Обоснование проблемы: В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?»
Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей.
Цель:
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные:
• Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.
• Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
• Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
• Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.
• Сформировать представления о движении воздуха.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
• Развивать интерес к исследовательскому поиску.
• Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
• Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе
• Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру
Тематическое планирование занятий:
№ п/п Область Планируемые мероприятия
1 «Социализация» Д/И «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?»
2 «Познание» НОД «Воздух-невидимка».
Рассматривание иллюстраций с изображением ветра.
Разгадывание загадок о ветре, воздухе.
Наблюдение за полетом птиц.
Наблюдение за движением облаков.
Наблюдение за ветром (на метеорологической станции)
3 «Коммуникация» Беседа: «Носы нужны не только для красы».
Беседа: «Летающие семена». Беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»
Беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»
4 «Чтение художественной литературы» С. Маршака «Мыльные пузыри»
И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», С. Михалкого «Три ветра», Чтение стихов: Д. Пономаревой «Воздушный змей», «Воздух», В. Скорнякова «Воздушный шар»
5 «Игровая деятельность» Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера.
С/р «Путешествие на парусном корабле».
С/р «Полёт на самолёте».
Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (когда воздух поступает как помощник, а когда приносит вред)
Пускание парусных корабликов по воде.
Подвижная игра «Самолеты».
Дидактическая игра «Как человек использует силу воздуха»
Дидактические игры «Кто быстрее поймает рыбку?», «Четвертый лишний».
Подвижные игры с мячом «Кто быстрее?», «Чей мячик быстрее попадает в ворота?»
6 «Продуктивная деятельность (творческая)» Рисование на тему: «Где работает воздух»
Лепка рельефная: «Парашют»
Аппликация «Корабль»
Конструирование из бумаги корабликов.
7
8 «Опытно-экспериментальная деятельность»
«Музыкальная деятельность»
Игровое упражнение: «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица.
Отгадай запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали?
Опыт: «Воздух невидимый»;
Опыт «Движение воздуха можно почувствовать в группе и на улице»;
Опыт: «Воздух бывает теплый, холодный и горячий»;
Опыт «Воздух можно поймать»;
Опыт: «Воздух занимает место»;
Опыт: «Мыльные пузыри»;
Опыт: «Воздух имеет вес»;
Опыт: «Воздух не имеет запаха»;
Опыт: «Воздух может двигать предметы»;
Опыт: «Воздух легче воды»;
Опыт: «Воздух можно услышать» :
Опыт: «Воздух бесцветный»;
Опыт: «Без воздуха нет жизни».
Опыт: «Почему гаснет свеча».
Слушание мелодий, передающих шум ветра.
Игра на духовых музыкальных инструментах изучали свойство воздуха: «Воздух можно услышать»
9
Взаимодействие с родителями: Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома»
Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;
Подборка практического материала для использования опытов
Создание мини-музея «Воздух»
Тема: «Чудесная глина»
Актуальность
Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.
Наблюдая за воспитанниками своей группы, заметила, что они очень любят лепить. Читая методическую литературу, выяснила, что лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества. Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна любому человеку. Занятия лепкой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Для того чтобы разнообразить работу детей выбрала природный материал – глина.
Объект исследования : глина, ее физические свойства
Проблема: не сформированы представления о том, что такое глина, и как использует её человек.
Причины: не достаточность материала по теме; мало внимания уделяется дома; мало, внимания уделено в программе, в детском саду.
Цель:
Формировать представления детей о глине и ее свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление детей о природном материале – глине, о её свойствах и качествах;
• Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
• Познакомить с ее свойствами и ролью в жизни человека.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
• Развивать интерес к исследовательскому поиску.
• Обогащать словарный запас и речь детей.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе
• Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, замечать красоту природы, и окружающих предметов.
Тематическое планирование занятий:
№ п/п Область Планируемые мероприятия
1 «Социализация» Д/И «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний».
2 «Познание» НОД «Удивительная глина»;
Рассматривание иллюстраций с изображением глины.
Разгадывание загадок о глине.
3 «Коммуникация» Беседа «Полезные свойства глины» «Как люди добывают глину»
Беседа «История глины»
Рассматривание альбом «Глиняные изделия».
4 «Чтение художественной литературы» Чтение «Глиняная сказка» Кивин Феликс.
Чтение «Гончар сидит за верстаком» С. Маршак
5 «Игровая деятельность» Дидактическая игра «Найди лишнее».
Настольно-печатные игры: «Глина», «Что можно сделать из глины?»
Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»
6 «Продуктивная деятельность (творческая)» НОД по художественному творчеству (рисование) по теме «Дымковские игрушки».
Лепка «Кошечка»
7
8
«Опытно-экспериментальная деятельность»
«Музыкальная деятельность»
Опыт с песком и глиной.
Опыт познакомиться с особым свойством глины – не пропускать воду)
Опыт «Увидеть отличие сухой глины от сырой».
Подвижная музыкальная игра «Варись, варись, каша».
9 Взаимодействие с родителями: Консультация «Глинотерапия»;
3 этап.
Заключительный
• Презентация проекта «Мы - исследователи»
• Выставка детских работ
• Оценка полученных результатов в свете поставленной цели
• Определение перспектив развития проекта.
Полученные результаты.
• В результате проведенной работы у детей значительно вырос интерес к миру природы, к исследовательской деятельности, в познаниях и в познании свойств воздуха, глины.
• Формировалось элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
• К концу проекта у детей была развита мыслительные способности память, речь, воображение, любознательность, интерес к познавательной деятельности т. е. научились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы умозаключения, при помощи моделей-рисунков определять элементарные свойства воздуха.
• Научились работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Литература
Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска»
Дыбина О. В., РохмановаН. П. «Занимательные опыты и эксперименты».
Паршукова И. Л. «Структура занятий экспериментирования, по организации мини лаборатории».
Методика Ивановой А. И. «Классификация наблюдений и экспериментов, разработки проблемных заданий».
Менщикова Л. И. «Экспериментальная деятельность детей 6 -7 лет – Волгоград: Учитель, 2009г.
Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М: АРКТИ.
.