Наталья Карабанова
Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с воспитанниками вокально-хореографической студии
▼ Скачать + Заказать документы
Во Дворце творчества детей и молодежи существует вокально-хореографическая студия «Семицветики», где обучаются дети 4-7 лет. В октябре 2021 года студии исполнится 20 лет.
И, чем дольше работаешь в каком-то направлении, тем яснее понимаешь, что время не стоит на месте, и тебе нужно идти с ним в ногу. В настоящее время для педагогов остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, ищут новые нетрадиционные методы помощи детям.
Публикация «Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с воспитанниками вокально-хореографической студии» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В России наблюдается возрождение науки воздействия музыки на организм человека. Официально с 2003 года в Москве ФГУ "Российский Hаучный Центр восстановительной медицины и курортологии" Минздравсоцразвития под руководством Сергея Вагановича Шушарджана начали готовить профессиональных специалистов в области музыкотерапии. Именно, Сергею Вагановичу принадлежит внушительный ряд разработок в области музыкотерапии, среди них:
вокалотерапия, метод лечения бронхиальной астмы и психосоматических расстройств;
автор книги «Руководство по музыкальной терапии»;
разработал классификацию методов музыкальной терапии.
Таким образом, поиски актуального метода для сохранения эмоционального, психологического здоровья обучающихся вокально-хореографической студии привели нас к музыкальной терапии. Владимир Михайлович Бехтерев говорил, что музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.
Нельзя не заметить, что музыкотерапия — психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний. Музыкальная терапия представляет собой слияние музыки, педагогики, медицины и психологии. Используется для работы с эмоциональными, физиологическими, когнитивными и социальными проблемами клиентов разных возрастов с любым уровнем физического и психического развития.
Однако, на определенном уровне, данный метод находит применение в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования. Так как позволяет быстро снять психическое напряжение детей, успокоить их, настроить на деятельность.
Специалисты выделяют следующие виды музыкальной терапии :
пассивная, активная, смешанная, интегративная.
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) рекомендуется использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений,
Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.
Следует отметить, что использование элементов музыкальной терапии – это инновационная деятельность и для педагога, и для ВХС.
В практике вокально-хореографической студии взяты на вооружение такие методы как вокалотерапия, психогимнастические этюды и упражнения, музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Они, на наш взгляд, способствуют формированию у детей умения выражать свои эмоции при исполнении песни.
Остановимся подробнее.
Вокалотерапия. Исполнение жизнеутверждающих, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент, способствует гармонизации внутреннего мира ребенка «Я хороший – ты хороший!»
Психогимнастические этюды и упражнения способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
Музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать.
Находят свое применение и элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки, что вызывает у детей наибольший отклик.
Придерживаясь положения о том, что ведущей задачей для нас является эмоциональное развитие детей, их раскрепощение, была разработана структура занятия вокалом с применением методов и приемов музыкотерапии. Нами выделено восемь составляющих:
1. установление контакта;
2. снятие напряжения;
3. расслабление и заряд положительными эмоциями;
4. дыхательная гимнастика;
5. распевание;
6. работа над песней;
7. исполнение песни;
8. релаксация.
Собственные наблюдения за двумя группами детей, занимающихся вокалом. Одна, из которых, экспериментальная, а вторая контрольная, позволяют сделать следующие выводы: применение некоторых методов и приемов музыкальной терапии позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить; активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Библиография
1. Георгиев Ю. Музыка здоровья : Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.
2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М. : NB МАГИСТР, 1993.
3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. - 1999
4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия : Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
5. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку : Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М. : Мозаика-Синтез. 2001.
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. : Педагогика, 1985.