Мария Толстых
Музыкотерапия как одно из средств социализации детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия как одно из средств социализации детей с ОВЗ в ДОУ
Покровская Мария Андреевна,
Толстых Мария Александровна.
МБДОУ детский сад «Алёнка»,
Город Абакан.
Из множества видов искусства музыка самое влиятельное средство воздействия на человека, а в нынешнее время её благотворный эффект научно доказан, поэтому в работе по оздоровлению детей ее следует использовать, как средство в решении образовательных, воспитательных, и коррекционных задач. В классической медицине существует целое направление-музыкотерапия.
Публикация «Музыкотерапия как одно из средств социализации детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Музыкотерапия - метод, при котором музыка используется в качестве средства корректирующего эмоциональные отклонения, страхи, двигательные и речевые расстройства, отклонения поведения, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Полезность музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья неоспорима. С её помощью можно добиться значимых результатов путём коррекции эмоциональных отклонений, речевых и двигательных расстройств, страхов, поведенческих отклонений. Музыка способна заинтересовать и активизировать ребенка и, наоборот, успокоить, настроить.
Музыка имеет сильное психологическое воздействие на детей. Организм ребенка, как и любого человека, слушающего музыку, словно подстраивается под нее. Вследствие чего поднимается работоспособность, настроение, нормализуется сон, восстанавливается стабильное сердцебиение и дыхание. Мелодии, способствуют расширению сосудов, дающие ребёнку ощущения радости, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, повышают тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливает внимание.
Наблюдается эффективность музыкотерапии в случаях необходимости скорректировать нарушения общения, которые могут возникнуть у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии дают возможность для создания эмоционального диалога. Часто даже в тех случаях, когда другие способы уже исчерпали себя. Социализация при помощи музыкотерапии безвредна, индивидуальна, ненавязчива, способна снять напряжение.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
Пассивные формы музыкотерапии : показывают эмоциональные переживания ребенка. Пассивная музыкотерапия может использоваться в свободной игре, во время двигательной активности, в художественно-творческой деятельности, во время формирования культурно-гигиенических навыков и т. п., поскольку при организации достаточно простого слушания музыки, без какой либо подготовки.
Активные формы музыкотерапии : музицирование включает в себя: игру на шумовых музыкальных инструментах, терапия на основе вокала, фонопедические задания для восстановления и профилактики голоса специальными техниками.
Ритмопластика - гимнастика направленная на оздоровление. Выполняется под активную музыку, паузы в динамике, спортивные игры. При таких условиях и формах работы, ребенок вовлечен в деятельность с музыкальным материалом, где определённо прослеживается деятельный подход, что соответствует введением ФГОС ДО.
Существуют правила при использовании музыкотерапии :
- громкость используемой музыки не должна быть слишком громкой или слишком тихой;
- стоит прослушивать те произведения, которые нравятся всем ребям;
- использовать музыкальные пьесы, знакомые детям, поскольку новизна музыкального материала может отвлечь детей от основных задач;
- длительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Музыку нужно прослушивать дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, настроения детей :
• утром рекомендуется включать светлую, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
• для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
• пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Сегодня ученые выделяют музыкальные произведения, которые благотворно влияют на моральное состояние ребёнка, так называемая «Аптечка - Музыкалочка». В нее включены произведения, влияющие на здоровье и настроение человека.
Музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами