Папки-передвижки

Музыкотерапия и дети с ОВЗ

Виктория Штельмах
Музыкотерапия и дети с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкотерапия и дети с ОВЗ

Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.

Публикация «Музыкотерапия и дети с ОВЗ» размещена в разделах

Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка-дошкольника, создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.

Поэтому в детской практике музыкотерапия должна стать эффективным средством выявления нарушений и коррекции личностного развития, коммуникативных и других психологических проблем.

Основной целью музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.

Применение метода музыкотерапии основывается на восприятии детьми музыки, которое имеет свои особенности при каждой отдельно взятой проблеме.

Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. В случаях отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.

Кроме того, у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус.

Процесс музыкотерапии связан непосредственно с развитием наглядно-образного мышления, которое у дошкольников с ОВЗ формируется к концу старшего дошкольного возраста. Поэтому наиболее благоприятным периодом для использования музыкальной терапии считается возраст 6-7 лет. Психологи определяют этот возраст ещё и с тем, что у ребёнка уже достаточно сформированы основные двигательные и речевые навыки, он уже может выразить в словесной форме свои эмоциональные состояния, что является достаточно важным как в диагностике, так и в коррекционной практике различных нарушений средствами музыкальной терапии.

В практике музыкальной терапии с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, могут успешно сочетаться игровые, психоаналитические методики, метод направленных фантазий, метод внушения и т. д. такое комплексное воздействие позволяет психотерапевту воздействовать ан все струны душевной и физической сторон детей. Приведём ряд методов, которые могут успешно применяться в работе с дошкольниками, имеющими ОВЗ.

Музыка и релаксация. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же, как и взрослых, так как дети бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению. Релаксация может применяться на сеансах музыкальной терапии (далее – МТ) как в чистом виде, так и в сочетании с другими приёмами.

Медитация – один из успешных способов обучения детей расслаблению. Она может использоваться в начале сеанса МТ для настройки. Сеанс МТ может быть объединён единым сюжетом, и тогда медитация вводит в него ребёнка, настраивает его, позволяет сосредоточиться.

Медитативное упражнение «Океан». Детям предлагается закрыть глаза и ощутить себя в океане голубого цвета, почувствовать и поверить, что ребёнок – волна в этом океане или какой-нибудь персонаж подводного мира созерцающий красоты океана, выполняющий простые неторопливые действия (передвижение, плавание, качание и т. д.) Упражнение выполняется в удобной для детей позе, для фона используется музыка для релаксации, которая может включать в себя запись природных шумов – морской прибой, голоса дельфинов, чаек и т. д.

Музыку можно с успехом использовать в методе направленных фантазий В. Оклендер. Фантазии чрезвычайно важны и ценны для развития ребёнка. Они применяются как терапевтическое средство, музыка при этом может звучать фоном или органично вплетаться в задание.

Фантазировать можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. К фантазиям помимо музыки побуждают и другие виды искусства, которые могут использоваться на сеансах МТ, например, живопись.

Придуманные детьми истории излагаются:

— в виде импровизационных сценок-спектаклей с участием детей;

— в устной форме в виде рассказов;

— в рисунках, лепке, аппликации;

— в виде импровизации на музыкальных инструментах;

— в двигательной, песенной импровизации и др.

После фантазий обязательно проводится беседа с ребёнком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т. д.

Фантазия «Пещера». Проводится с закрытыми глазами, музыка используется как фон. Музыкотерапевт вводит ребёнка в медитативное состояние, предлагая отправиться в путешествие через горы, лес. На пути встречается пещера, где на дверях есть табличка с именем ребёнка, за дверью – его дом. Ребёнку предлагается пройти в этот дом, осмотреться. Что он там видит? Как себя чувствует? Хорошо там или нет? После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.

Формирование образа «Я». Эта техника создания и анализа ребёнком своего образа предполагает значительные психотерапевтические возможности. Главное в этой технике – научить ребёнка тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям его жизни.

Первое упражнение из этой техники: игра «Я весь сотою из звуков». Ребенку предлагается выбрать из окружающих его музыкальных инструментов и звучащих предметов те, звучание которых, на его взгляд, наиболее подходит ему. Все выбранные инструменты раскладываются вокруг ребёнка. Затем в беседе психотерапевт выясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной инструмент.

При выполнении этого задания могут быть заданы более конкретные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Как ты звучишь?» и т. д. Ребёнок составляет из звучания нескольких инструментов и звучащих предметов свой автопортрет.

Игра со своим звуковым автопортретом способствует экспрессии и самоидентификации. Звуковой портрет можно изменять по желанию ребёнка в ходе игры, тогда следует проанализировать, изменился ли звуковой образ и в какую сторону – к лучшему или нет.

Второе упражнение – «Составь портрет». Ребёнку предлагается составить портрет мамы, папы, друга и т. д. с помощью ритма. Используются инструменты и предметы, из которых можно извлечь звук. Принцип работы как в предыдущем упражнении.

Сеансы музыкотерапии успешно применяются с дошкольниками, имеющими проблемы поведении. Это агрессия, неадекватное поведение, отсутствие должной саморегуляции и многое другое. Таким образом, возможности МТ в работе с дошкольниками с ОВЗ практически безграничны.

Подготовила

Музыкальный руководитель

Штельмах В. С.

Публикации по теме:

Дети — наша гордость!Дети — наша гордость! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю вас всех с началом нового учебного года! Творческих и профессиональных вам успехов, здоровья.

Стенгазета «Дети России за мир»Стенгазета «Дети России за мир» Много на свете важных слов: "мама", "Родина", "мир", но мир важнее всего. Мир-это родная земля, теплое солнце, добрые люди, счастливые дети.

Фотоотчёт «Дети рисуют Мир»Фотоотчёт «Дети рисуют Мир» У каждой страны, каждого народа есть свой главный праздник, который отмечается ежегодно на протяжении долгого времени. Он объединяет нацию.

Консультация для родителей «Музыкотерапия: лечебные свойства» «Музыкотерапия - лечебные свойства» В современной психологии есть направление – это музыкотерапия. Метод, использующий музыку, как средства.

Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.

Музыка и детиМузыка и дети Сегодня к нам опять приходили долгожданные гости из музыкальной школы. Наши ребята познакомились с новыми музыкальными инструментами, их.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Памятка для пап «Отцы и дети» Рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своими размышлениями о роли отца в семье, в частности,.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Театр и дети Нам, взрослым всегда почему-то хочется вернуться в мир детства. Но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Наверное, поэтому нас иногда так и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия и дети с ОВЗ
Опубликовано: 25 августа 2020 в 10:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкотерапия и дети с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Штельмах в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД