Чайка
Музыкальное занятие в подготовительной группе «Домик скрипичного ключа»
«ДОМИК СКРИПИЧНОГО КЛЮЧА»
Цель: Познакомить с нотной азбукой. Развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
Обучающие:
- передавать в движении определенные образы, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки.
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух при распевании и знакомстве с нотами.
Публикация «Музыкальное занятие в подготовительной группе „Домик скрипичного ключа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы, расширять словарный запас детей.
- добиваться активного участия детей в занятии путём использования наглядных пособий.
- закреплять навык игры на шумовых инструментах, уметь самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок.
- закреплять у детей представление о разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений.
- закреплять навык пения без напряжения, начинать петь самостоятельно после вступления, точно попадая на первый звук.
Развивающие:
- развивать дыхание, голос и координацию движений посредством логоритмики.
- синхронизировать эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание.
- продолжать развивать звуковысотный слух, чувство ритма.
- инсценировать движения в соотвеоствии с музыкой.
- формировать певческий голос и выразительность движений.
Воспитательные:
- воспитывать культуру слушания музыки, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия.
Дети под музыку заходят в зал, становятся по кругу.
Муз. рук. : Здравствуйте, меня зовут Ольга Юрьевна, но когда я была маленькой девочкой, меня никто не звал Ольга Юрьевна, как вы думаете, как меня звали? Правильно, Оля, а как ласково можно произнести моё имя? Олечка, Олюшка. Сейчас, я покажу на себя и пропою своё имя – О-ля, а когда покажу на вас, вы пропоёте моё ласковое имя - О-леч-ка. Напоминаю, что петь надо протяжно, слитно. Очень хорошо, давайте попробуем пропеть ваши имена. (Показываю рукой на ребенка, он поёт своё имя, на детей, поют имя ласково)
Распевка «Знакомство»
Муз. рук. : Вот и познакомились. Скажите, пожалуйста, вы сказки любите? (Ответ.) А любимые сказки у вас есть? (Ответ.) У меня тоже есть любимая сказка, хотите послушать? Тогда садитесь удобнее. В одном царстве, музыкальном государстве жили маленькие, разноцветные и очень непослушные нотки. (Слайд) Они бегали туда-сюда и вместо красивой музыки у них получались вот такие звуки. (Звучит какафония) Нотки очень расстраивались, и даже огорчались. Но на помощь им пришёл Скрипичный ключ,ему стало очень жалко нотки. Скрипичный ключ нарисовал линеечки, и сказал: «Вот ваш дом, он называется – нотный стан.» Давайте повторим: «Нотный стан». Посчитайте, сколько линеечек в нотном стане. Правильно, пять линеечек.
Скрипичный ключ посмотрел на первую нотку: «Твой домик будет на добавочной линеечке. И звать тебя будут, нота «До». Разместите, пожалуйста, на своих нотных станах ноту «До», и споём её- «До». Нота "До",обрадовалась и запела песенку своему домику, давайте ей поможем.
Логоритмика «Строим дом»
Я хочу построить дом, чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была, рядом, чтоб сосна росла.
Чтоб забор вокруг стоял, пёс ворота охранял.
Солнце грело, дождик шёл, а в саду цветок расцвёл.
Чтоб на травке жил жучок, бегал быстрый паучок.
Чтоб флажок у дома был, а в лесу, чтоб ёжик жил.
Муз. рук. :Молодцы, я предлагаю вам присесть. Затем скрипичный ключ увидел очень милую ноту и сказал: «Ты такая милая и звать тебя будут нота «Ми», а домик твой будет на первой линеечке, прикрепите ноту Ми в свой домик на первой линеечке и давайте её споём. (Поют) Нота «Ми» и правда была очень милая, она обратилась к Скрипичному ключу : «Я знаю, почему тебя называют – Скрипичный ключ, ты похож на музыкальный инструмент, который называется, скрипка. Посмотрите, ребята, права нота «Ми»? (Показываю скрипку) Это, скрипка, у неё тоже есть животик, головка и ножка, как у Скрипичного ключа. Играют на скрипке, водя смычком по струнам, это – струнный инструмент, Хотите послушать, как он звучит, но предупреждаю, вы можете расслышать ещё один инструмент. Слушать мы будем «Полёт шмеля», написал его композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А что делает композитор? (ответ детей). Слушайте внимательно.
Слушание «Полёт шмеля»Н. А. Римский-Корсаков
Муз. рук. : Услышали, какой инструмент помогал скрипке? (Ответ детей). А какая музыка была по характеру? (Быстрая, веселая, резвая). Вот и у ноток была одна очень резвая и быстрая нота, она протиснулась между нотой «До» и нотой «Ми» и сказала: «Я буду жить здесь, и звать меня будут нота «Ре». Скрипичный ключ согласился : «Раз ты такая резвая, будешь нотой «Ре». Давайте поселим её между нотой «До» и нотой «Ми» и споём её. Нота «Ре» не может усидеть на месте и приглашает вас танцевать.
Игротанец «Тётя Весельчак»
1. У меня есть одна тетя, это тетя Весельчак,
И когда она танцует, она делает вот так.
Ах, ножки мои, мои ножки хороши,
Вы танцуйте мои ножки вместе с нами от души.
(По показу дети выполняют движения)
2. У меня есть одна тетя, это тетя Весельчак,
И когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ручки мои, мои ручки хороши,
Вы танцуйте мои ручки, вместе с нами от души.
(По показу дети выполняют движения)
3. У меня есть одна тетя, это тетя Весельчак.
И когда она танцует, она делает вот так.
Ах, боки мои, мои боки хороши,
Вы танцуйте, мои боки, вместе с нами, от души.
(Выполняют движения)
Муз. рук. : Предлагаю вамнайти свои нотные станы. Следующая нота была большой выдумщицей, она всегда что-то придумывала и фантазировала, Скрипичный ключ назвал её нота "Фа" и поместил между первой и второй линеечкой. Давайте её споём. Нота "Фа" очень любит лакомиться фруктами, и придумала игру со словами:" Лимон, мандарин, банан, апельсин. "
Ритмическая игра "Фруктовый салат"
Лимон – делаем два хлопка.
Мандарин – три шлепка по коленям.
Банан – два хлопка.
Апельсин – три шлепка.
Муз. Рук. : Усложняем, закрываем глаза, и играем с закрытыми глазами. (Проводится игра) Трудно? (Ответ) А, сейчас повторяем слова про себя, и делаем движения. (Проводится игра) Сложно? (Ответ детей) Какие вы молодцы, давайте сыграем с закрытыми глазами и не говоря слова.
Муз. рук. : Вы меня порадовали. На второй линеечке нотного стана домик получила нота "Соль". Она сразу стала важной: "Я, самая главная нота," -сказала она: "С моей линеечки начинается сам Скрипичный ключ. Поэтому вы должны меня слушаться. " Давайте споём эту важную ноту "Соль", прикрепите её в свой домик. Но нотки не стали слушать её нравоучения и убежали играть, хотите поиграть с ними?
Логоритмика "Левая, правая"
Вот левая, вот правая, их только так зовут, (показываем руки)
Подружки неразлучные всегда вдвоём идут. (хлопаем)
И левая, и правая пошли одни гулять, (идем друг за другом)
Нашли большую лужу и стали в ней скакать. (шлёпаем руками)
Вот мокрые, холодные идут одни едва, (идут по кругу)
Вдруг левая и правая повстречали льва. (Сгибаем пальцы как когти0
А он открыл большую пасть и страшно так рычит. (Складываем руками пасть льва)
Что левая бежит домой, и правая бежит. (Бежим по кругу0
До дома добежали, смотрите – обе тут (Вытягиваем руки вперед)
Но только позабыли, как их теперь зовут? (Пожимаем плечами)
Где левая, где правая не разобрать самим (Крутим руками)
Скорее посмотрите, и подскажите им. (Хлопаем в ладоши_
Где левая? Где правая? (Дети показывают)
Муз. рук. : А следующая нота очень любила петь, поэтому Скрипичный ключ назвал её "Ля", послушайте её песенку. (Муз. рук. напевает песенку на слог-ля). Понравилась песенка ноты "Ля"? хотите её спеть? Но сначала надо подготовить наш язычок к пению.
Артикуляционная разминка "Веселый язычок"
Язычок хотел гулять, стал он выход искать. (рот закрыт)
Раз - щека, два - щека, (гладят щеки изнутри)
Не найдет он дверь пока.
Стал он бегать вокруг губ (делаем круговые движения)
Не найдет двери и тут.
Стал сквозь губки выбегать. (высовываем и прячем язык)
А мы его кусать, кусать. (кусаем язычок)
Ох, устал наш язычок, и улегся на бочок. (язык боком)
Трубочкой свернулся. (свернуть трубочкой)
И на спинке растянулся. (расслабить на нижней губе)
Муз. рук. : Язычок мы разбудили, что ещё надо сделать, чтобы песня была красивая? Правильно, надо разогреть наш голос.
Распевка "Горка. "
Раз, два, три. четыре. пять. (хлопки)
Выходи скорей гулять (указательным и средним пальцем по коленям)
Будем с горки ледяной, (хлопки)
Мы кататься всей гурьбой. (хлопки)
У-у-у-у-ух! (глиссандо голосом и рукой сверху вниз)
Муз. рук. : Очень хорошо, теперь мы споём плавно и правильно песенку ноты "Ля"
Песня "Ля - ля- ля".
Муз. рук. : Посмотрите, осталась последняя нота, она очень любит сияние белого цвета, ее Скрипичный ключ назвал, нота "Си" и поселил на третью линеечку. Нота "Си" привела своих белых друзей, Снеговиков. Послушайте, какие голоса у Снеговиков? (Ответ). Давайте найдём пары с одинаковыми голосами. (Дети по очереди трясут Снеговиков, находят свои пары, становятся рядом, определяют, на что похожи звуки). Ребята, а Снеговики могут рассказать нам сказку. Поможем?
Сказка-шумелка «Снеговик в лесу»
Шёл по лесу Снеговик, слушать звуки он привык. (Я стучу палочками)
Шур-шур, шур-шур. (Снеговики с песком)
Шёл по лесу Снеговик, слушать звуки он привык. (Я стучу палочками)
Санки скрипят. (Снеговики с горохом)
Шёл по лесу Снеговик, слушать звуки он привык.
Бубенчики звенят. (Снеговики с колокольчиками)
Шёл по лесу Снеговик, слушать звуки он привык.
Дятел стучит. (Снеговик с ключами)
Шёл по лесу Снеговик, слушать звуки он привык.
Вьюга свистит. (ребенок снимает шапочку Снеговика и дует в неё)
Муз. рук: Вот и сказочке конец, собрались все ноты в свои домики и теперь у них получилась красивая песня.
Песня «Чтоб выучиться пению»
Муз. рук. : Понравилась вам моя сказка? (Ответ.) Кто помог нотам найти свои домики? Как называется ном для ноток?А что было самое интересное? (Ответ) А вам сегодня было трудно? (Ответ.) Хочу отметить, что вы меня порадовали, мне было очень приятно с вами познакомиться. На память о нашей встрече я хочу подарить вам Снеговиков, чтобы вы показывали с ними сказки.
Ну, а теперь, на улицу гулять ступайте,
И улыбаться всем не забывайте. До свиданья!