Папки-передвижки

Музыкальное воспитание в раннем возрасте

Лилия Гаптуллина
Музыкальное воспитание в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

"Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. " (Максим Горький)

Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что дети в утробе матери хорошо слышат; они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости; отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной - приходит в норму; реагируют на музыку. Тревожная музыка - и на личике неродившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая - оживление.

Публикация «Музыкальное воспитание в раннем возрасте» размещена в разделах

Воздействия на тактильный анализатор могут сочетаться с воздействием на слух, разработаны и продолжают разрабатываться соответствующие методики. Петербургский профессор консерватории А. Г. Юсфин имеет опыт «музыкального воспитания в перинатальном периоде» (Юсфин А. Г., 1997, 2005). Он пишет, что музыка – один из тех агентов, воздействие которого несомненно, который проникает сквозь любые преграды и роль которого в формировании (и шире – в существовании) соматической, психической и духовной структуры человека общеизвестна и не нуждается в обосновании (Юсфин А. Г., 2005, с. 176). С 1983 г. в нашей стране применяется программа «кардиосенсорной регуляции развития плода», разработанная М. Л. Лазаревым (Лазарев М. Л., 2007).

В период, предшествующий появлению ребенка на свет, для его музыкального будущего имеет неоспоримое значение акустическая составляющая образа жизни матери. Формирование слухового аппарата и нервной системы зреющего плода происходит с учетом звуковых параметров окружающей среды. Например, если в период беременности женщина подолгу находится в шумном цехе, возрастает вероятность родить тугоухого ребенка (следствие защитной реакции формирующегося организма на повышенную громкость звукового фона). Такой же эффект может быть спровоцирован и длительным времяпрепровождением будущей мамы на дискотеках, где любят оглушительные звучания и злоупотребляют мощностью динамиков. Наоборот, желая сформировать у будущего ребенка способность к утонченным слуховым реакциям, следует позаботиться не только о том, как бы оградить зреющий плод от грохота и всяческих звуковых перегрузок, но и о преобладании в окружающей его звуковой среде музыкальных композиций, богатых в тембровом и звуковысотном отношении.

Итак, первый совет родителям: как можно раньше позаботиться об организации специального акустического режима в период беременности матери. Предпочтение следует отдавать «живому» звучанию музыки. Будущая мать поступит правильно, если участит посещение филармонических концертов и оперных спектаклей. В меньшей степени подходит воспроизведение музыки посредством электроаппаратуры, так как в этом случае воздействует неполный диапазон частот. Техника, даже самая качественная и дорогостоящая, пока еще не дает тех параметров звучания, которые совпадали бы с параметрами «живого» звука. Как не следует вскармливать детей искусственно синтезированными продуктами питания, точно так же надо избегать и синтезированных звуков: нельзя поручиться, что замена натурального звучания акустических инструментов электронными аналогами окажется физиологически приемлемой для детского организма.

Идеальный случай – когда будущая мать самостоятельно музицирует (поет, играет на музыкальном инструменте, участвует в хоре, ансамбле, оркестре). Однако при самостоятельном музицировании следует избегать игры на плохо настроенных (фальшиво звучащих) и технически неисправных инструментах, игра на которых сопровождается посторонними призвуками (дребезжанием, скрипом и т. д.). Некоторых предосторожностей требует музицирование на таких инструментах, как виолончель, гитара, домра, балалайка, бандура, арфа, поскольку их резонаторы (деки) находятся в непосредственной близости от плода. Сила звука должна быть в этих случаях весьма умеренной, чтобы не подвергать плод звуковым перегрузкам.

Формировать интерес к музыке у ребенка можно начинать в дородовом периоде. Для этого будущая мама подбирает коллекцию классических музыкальных произведений, звуков природы, медитативной и мягкой джазовой музыки. Музыка должна вызывать удовольствие и радость, соответствовать эмоциональному состоянию. Такое пассивное музыкальное развитие преобладает в самом начале.

Младенческий возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа :новорожденность (первый месяц жизни, когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми;первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение с взрослым;второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

При целенаправленном обучении уже двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами; в три недели внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает не только контрастные, но и близкие цветовые тона (красный и оранжевый, оранжевый и желтый) и т. д. ; в возрасте одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: затихает, слыша грустную, и оживленно двигает руками и ногами, слыша веселую.

При грустной мелодии, может измениться выражение лица малыша: уголки рта опускаются вниз, лицо становится печальным.

1. Нежелательно использование для прослушивания музыки с резким изменчивым характером воспроизведения.

2. Очень важно приобщать ребенка к классическим музыкальным произведениям. Множество музыкальных произведений русского и зарубежного происхождения позволят вам выбрать музыку в соответствии с вашими желаниями и предпочтениями.

3. Первые шаги ребенка в музыкальный мир можно начать с традиционной инструментальной музыки. Для начала подойдет сборник вроде «Шедевров мировой музыки» или «Классика для малышей».

4. Благоприятно влияют на развитие слухового восприятия композиции, содержащие природные звуки, шумы окружающей природы, голоса птиц и животных

5. До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу - перерыв в 1-3 сек. - и продолжить слушание еще 20-30 секунд.

Игры-занятия - это первые шаги ребенка на пути познания окружающего мира. Он рассматривает предметы, прислушивается к звукам, накапливает новые впечатления от прикосновения к предметам. Это развивает активность, стремление к новым впечатлениям от бесконечно разнообразной действительности. Малыш начинает подолгу рассматривать игрушки, посуду на столе, другие предметы, попадающие в поле его зрения.

При рассматривании игрушек, животных можно спеть про них.

Например, рассматривая кошку можно спеть:

«Киска к детям подошла, молочка просила,

Молочка просила, «Мяу!»-говорила.

Угостили молочком, кисонька поела,

Кисонька поела, песенку запела: «Мур, мур, мур!».

Ребенок следит за входящим и выходящим из комнаты взрослым, прислушивается к его голосу, к музыке. Начинает улыбаться, услышав знакомые голоса или увидев кого-либо из близких людей. Ребенок первых месяцев жизни способен к восприятию окружающей действительности гораздо больше, чем принято считать. Поэтому чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем лучше будет результат.

Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, бодр, лучше всего после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы перед его глазами было что-то для него интересное.

Если вы слушаете музыку, то нужно учесть, что за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких - 1-3 мес. - наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку : русскую, украинскую, белорусскую и т. д. Пойте без текста "на ля-ля". Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте "Да-да-да, я пою".

Пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах : ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т. д. Из классической музыки рекомендуется прослушивание миниатюрных пьес В. Моцарта для клавира, например, "менуэты" ранних опусов.

Сначала у новорожденного развивайте интерес к музыке. Наблюдайте, как он реагирует на разные композиции, замечайте его предпочтения, улавливайте связь музыки с его настроением. На ночь пойте малышу колыбельные. Сочетание нежности голоса, плавной мелодии и ласковых прикосновений рук помогут ребенку расслабиться и ощутить чувственную, эмоциональную окраску песни.

Например:

«Колыбельная» (нар. мел.)

Белка спать легла в дупло,

Там ей тихо и тепло.

Баю-баю,баюшки,

Спать ложатся заюшки.

На ромашках спят шмели,

Лягушата спать легли.

Баю-баю, баюшки,

Спать ложатся заюшки.

В темном поле у реки,

Спят ежата- колобки.

Баю-баюшки, баю

Да кому же я пою?

Рыбки спать ушли на дно,

Ваня (Маша) тоже спит давно.

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

«Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай…»

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька не спится,

Моя Танечка боится.

Баю-баю, баю-бай,

Ты собачка не лай.

«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок.»

Уж ты, котинька-коток,

Уж ты, серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Днем игровое настроение поможет создать веселая и ритмичная музыка. Ребенку понравятся песни из детских мультфильмов, польки, мазурки. Умело подобранная музыка для массажа и занятий физкультурой внесут свежесть и разнообразие в процесс обучения. Во время занятий больше разговаривайте с ребенком, обращайте его внимание на музыку и ее формы.

Лучше всего малыш воспринимает музыкальные отрывки, которые напевает мама. Мамин голос для ребенка самый красивый, нежный и добрый. Из уст матери ребенок может услышать народные и колыбельные песни. Полезными станут песенки, сопровождающие режимные моменты малыша.

Учите чувствовать ритм и мелодию. Для этого этапа музыкального развития нужны погремушки. Много погремушек с разным звуковым диапазоном. Чем богаче гамма звуков, тем лучше развиваются музыкальные навыки ребенка. Сначала хорошо изучите один звук, потом добавьте другой. Используйте их по очереди, создавая разные ритмы и переливы. Не нагромождайте сразу много. Два разных звука для малыша на первых порах достаточно. Бубенчики, колокольчики, электронные музыкальные игрушки – идеально дополнят музыкальный набор для ребенка. Главное – звук должен быть чистый и красивый. Развивая музыкальный слух, вы приучаете ребенка сосредотачивать внимание на источнике звука, приучаете искать и находить его глазами, слушать игру на разных музыкальных инструментах.

Разнообразьте музыкальное развитие – используйте разные игры.

Играя с погремушками, можно подпевать:

«Наши погремушки, звонкие игрушки

Погремушки у тебя (ребят, очень весело звенят.»

Играя в «Ладушки», вы учите малыша отбивать ритм. Можно разнообразить текст по звучанию: сначала вы отбиваете ритм по слогам, а потом – плавно поете.

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.

Маслом поливала,

Деткам давала.

Коле (папе) два, Оле (маме) два,

Маше (брату) два, Ване (сестричке) два,

Всем дала!

Совершенствование движений рук происходит под контролем зрения и одновременно с развитием общих движений.

В раннем возрасте пение всегда происходит вместе с произнесением слов и с ритмичными телодвижениями.

Можно подпевая, держа ребенка 6-7 месяцев на руках, выполнять пружинящие, отталкивающие движения ножками:

«Скачет между травками быстроногий зайчик,

Смял своими лапками белый одуванчик.

Полетели высоко белые пушинки.

Скачет зайка далеко по лесной тропинке.»

Ребенок шестого месяца жизни начинает лепетать, и взрослый, играя с малышом, стимулирует его голосовые реакции. Происходит это так. Малыш лепечет, а взрослый, радуясь, повторяет за ним услышанные звуки. Малыш в ответ снова лепечет. Основным условием при обучении лепетной речи является тишина. Необходимо, чтобы ребенок слышал себя и взрослого. Тот, вступая с ним в разговор, должен говорить спокойно, короткими фразами, чередующимися с паузами, которые необходимы для ответного лепета ребенка.

Игры-занятия проводятся и с целью развития активной речи. Разговаривая с малышом, взрослый повторяет произносимые им слоги, вычленяя из бесконечных "ба-ба-ба", "ма-ма-ма", "па-па-па" необходимые в дальнейшем слова "баба", "мама", "папа". Таким образом, он показывает малышу образцы слов. Необходимо всячески поддерживать лепет ребенка, разговаривая с ним так, чтобы не заглушать речевую активность малыша.

Например, играя с собачкой, можно спеть:

«Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой,

Зубы острые, шерстка пестрая! Ав! Ав! Ав!»

Можно предложить ребенку повторять слог «да» с помощью песенки.

Например:

«Ручками мы хлопнем. Да! Да! Да! Да!

Ножками мы топнем. Да!Да!Да!Да!

Ручками помашем. Да!Да!Да!Да!

Ножками попляшем. Да!Да!Да!Да!».

Музыкальное восприятие у ребенка формируется с использованием многообразных игровых форм. К таким формам по ознакомлению с музыкальным миром относятся : потешки, приговорки, прибаутки, сказки, колыбельные песни, музыкально-ритмические игры.

С раннего детства старайтесь включать ребенка в творческую деятельность с помощью импровизации сказок, сценок и стихов. Для этой цели хорошо использовать стихи А. Барто.

Например, рассказали стихотворение про Зайку:

«Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.»

- А мы Зайку пожалеем, погладим, песенку ему споем.

«Заинька, зайка, маленький зайка,

Длинные ушки, быстрые ножки.

Заинька, зайка, маленький зайка,

Деток боишься, зайка трусишка.».

Для воспитания интереса к музыке, к музицированию можно использовать электронные музыкальные игрушки.

В настоящее время существуют различные устройства для детей, которые сочетают комплекс необходимых для развития ребенка вещей. Особой популярностью среди таких устройств пользуется развивающий коврик для детей. Малыш, который еще не может передвигаться, лежит на коврике яркой веселой расцветки, на дугах висят забавные игрушки, которые могут издавать различные звуки, вибрировать. В таком случае эмоциональное восприятие музыки усиливается гармоничным дизайном коврика и его составляющих частей (дуг, игрушек, панелек) и способствует формированию приятных красочных образов.

Помимо детских развивающих ковриков на рынке детских товаров можно встретить детский музыкальный мобиль. Мелодии, воспроизводимые детским мобилем, должны быть наполнены светом, гармонией, чистотой, так как именно такой эмоциональный посыл должен идти малышу.

При использовании тех или иных устройств в развитии ребенка необходимо следить за тем, чтобы у ребенка был положительный эмоциональный отклик на проигрываемую мелодию и зрительные образы, которые возникают перед глазами ребенка в момент прослушивания музыки.

Родителям не следует думать, что знакомство малыша с музыкой приведет к тому, что она станет для него главной целью жизни. С помощью музыки можно : изменить плохое настроение ребенка, изменить его эмоциональный настрой, развить желание слушать музыку.

Развивая музыкальные способности ребенка, вы создается предпосылки для формирования эстетических ценностей и развития творческих способностей.

Литература:

1. «Ваш ребенок и музыка» Г. Ганзбург, 2015(https://knigimoi.ru/)

2. «Перинатальная психология» И. Добряков. (https://iknigi.net/)

3. Реферат «Воспитание и развитие детей первого года жизни» (https://www.allbest.ru/);

4. Статья «Музыкальное развитие детей до года» (Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой);

Публикации по теме:

«Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте.» «Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте.» воспитатель: Ошестова М. В. воспитатель: Агеева Т. Ф..

Арттерапия в раннем возрасте. Рисование ладошками. «Солнышко» ЦЕЛЬ: Учить рисовать ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию. развивать бытовые навыки. Дать первоначальное.

Комплексное занятие в раннем возрасте «Игрушки» Программное содержание: - Развивать словарь по теме игрушки. Закреплять в активной речи обобщающее понятие игрушки. - Закреплять и уточнить.

Консультация для родителей первой младшей группы «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте» Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном возрасте. Одним из важнейших.

Консультация «Нетрадиционный метод рисования в раннем возрасте» Консультация на тему : «Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста» Составитель Согомонян Г. Г. Как говорил В. А. Сухомлинский:.

Предметная деятельность в раннем возрасте Предметная деятельность в раннем возрасте Симонова Наталья Дмитриевна педагог-психолог МДОУ детский сад №88 «Цветочный город» Предметная.

Проблема общения ребенка со взрослыми в раннем возрасте Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения.

Проект «Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте» Пояснительная записка Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского.

Развитие игры в раннем возрасте Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности.

Значение игры в раннем возрасте Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное воспитание в раннем возрасте
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 10:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное воспитание в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Гаптуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД