вероника георгиева
Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всероссийская педагогическая конференция.
Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Музыка и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на музыкальных занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Публикация «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальное воспитание и развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Вопросы для обсуждения:
1. Возрастная периодизация детей, особенности восприятия и характерные виды деятельности.
2. Объекты и способы познания. Формирование «Я-концепции» и развитие самосознания.
3. Особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
4. Значение музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
5. Построение процесса музыкального развития.
6. Основные методы и средства музыкального воспитания.
Возрастная периодизация детей, особенности восприятия и характерные виды деятельности.
Первыми предложили возрастную периодизацию развития человека Пифагор, Гиппократ и Аристотель. Пифагор выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов. Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет; вторая – от 7 до 14 лет; третья – от 14 до 21 года.
Сегодня не существует единой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций.
Автор Дж. Биррен классифицирует:
Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.
Вторая фаза – предшкольный возраст, от 2 до 5 лет.
Третья фаза – детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза – юность, 12-17 лет.
Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет.
Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет.
Седьмая фаза – поздняя зрелость, 50-75 лет.
Восьмая фаза – старость, от 75 лет.
Автор Д. Бромлей классифицирует:
• внутриутробный период,
• детство,
• юность,
• взрослость,
• старость.
Автор Э. Эриксон классифицирует:
• от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия,
• от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия,
• от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия,
• от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия,
• от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст,
• от 20 до 25 лет (ранняя зрелость,
• от 26 до 64 лет (средняя зрелость,
• от 65 лет (поздняя зрелость).
Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения. Существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели. Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный. Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно. Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую. Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков :
• этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
• период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
• ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;
• начало детства длится с 3 до 8 лет;
• окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
• подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
• этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.
Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах.
Объекты и способы познания. Формирование «Я-концепции» и развитие самосознания.
Конечно, развитие и обогащение познавательной сферы детей – сложный путь, который включает в себя не только накопление информации об окружающем мире, но и упорядочивание и систематизацию представлений о мире. И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка, но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.
2-4 года. Первый период – «накопления» информации. Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания, (предметы, явления, события, воспринимается ими как единственное в своем роде, как единичное. Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».
Накопление происходит благодаря личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами; собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.
К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что); знают различные качества и свойства (Какой). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.
4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации. В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка. В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей :
1. знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
2. установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
3. удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
4. формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.
Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.
У четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.
5-6 лет. Третий период – «накопление» информации. В этом возрасте ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.
У детей 5-6 лет наблюдаются стремление расширить свой кругозор; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
Для того, чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летнего ребенка имеются различные средства и способы познания:
1. действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);
2. слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствования);
3. книги, телевизор и прочее как новые источники знаний.
Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.
Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания – осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его отношений с окружающими.
Проблема Я-концепции становится в наши дни одной из актуальных. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д. Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.
Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.
Самосознание и формирующаяся на его основе Я-концепция – это процесс осознания человеком самого себя, своих мотивов, качеств, черт и других проявлений, характеризующих личность, стабильность, и изменчивость ее структуры во времени. Представления о себе, или Я-концепция, которая выступает продуктом этого процесса, изменяется и развивается во временном плане от прошлого к будущему.
Формирование Я-концепции происходит, прежде всего, под влиянием окружающих, в целом Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозы относительного будущего, оценку им достижения и тем самым на собственное становление.
Особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению (далее – ДОУ) – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром ДОУ, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установление соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечивается решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного процесса.
Фазы адаптации к детскому учреждению по Дж. Робертсону:
• фаза «протеста». В этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, проявляет признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит и плачем провожает.
• фаза «отчаяния». Ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы, раскачивается.
• фаза «отчуждения». Ребенок утрачивает интерес к родителям, для него уже безразлично, навещают его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игнорировать родителей, отворачиваться от них. В последующие несколько недель или даже месяцев его поведение нарушается: ребенок становится непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле родителей, страшится отпустить их.
Смирнова Е. О. пишет о том, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. У детей до трех лет проявляются беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность). У детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. У плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или закрепления психомоторных нервных нарушений – тиков и заикания.
Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в детском саду.
Наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций приходится на возраст от 7 месяцев до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями
В настоящее время в связи с реализацией здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях проблема социальной адаптации ребенка к детскому саду является особенно актуальной.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка.
В рамках психолого-педагогического сопровождения воспитателю необходимо осуществить два основных направления:
1. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе. Для этого воспитатель должен уметь сопереживать, быть доброжелательным, обладать коммуникативными, организаторскими и артистическими способностями. Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка.
Детям нравится в воспитателях ДОУ : эмоциональность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Также педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей.
Он может предложить:
• игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
• монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
• сжимание кистей рук (дать малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисти руки и слушает, как пищит игрушка);
• рисование фломастерами, карандашами, красками;
• слушание негромкой, спокойной музыки.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу.
2. Формирование чувства уверенности ребенка в окружающем мире. Для ребенка, впервые попавшего в детский сад, этот «мир» неизведан, а значит, непонятен.
Для того, чтобы сформировать чувство уверенности ребенка в окружающем необходимо:
• познакомить детей, сблизить их друг с другом;
• рассказать воспитателю детям о себе, о своем детстве с целью установления доверительных отношений между педагогом и детьми;
• познакомить с помещением группы и всего детского сада с целью их «освоения» и восприятия как родных стен.
Все это, т. е. знакомство с окружающим, с другими детьми, воспитателем, должно проходить с учетом субкультуры детства в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знаний, умений, а самое главное – бескорыстного, беззаветного материнского отношения воспитателя к своим воспитанникам, также требует выполнение определенных условий, таких как:
• добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);
• непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
• многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
• специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх;
• запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;
• предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.