Татьяна Купина
Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС в ДОУ
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ»
Купина Т. В.
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №3»
п. Ракитное
В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии. Возникновение эмоциональных проблем у таких детей : страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность приводит к трудностям в освоении ими окружающего мира, что и является основной проблемой развития детей с ОВЗ. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку с ОВЗ проявлять свою индивидуальность.
Публикация «Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Из ряда артпедагогических методик, используемых в работе с детьми с ОВЗ, выделяют методику музыкального воспитания, т. к. музыка имеет неисчерпаемые возможности воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему миру.
В соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности :
1) Слушание музыки : медленным детям нужна стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера («Смелый наездник» Шуман, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковский и др.). Расторможенным (гиперактивным) детям - музыка умеренного темпа («Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, и др.). Дистоническим детям - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П. И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)
2) Пение (исполнительство). Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д., расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Пение с игровым содержанием особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, подвижным детям, детям неуверенным в себе. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.) С детьми с отставанием в эмоциональном развитии лучше практиковать пение в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями.
За счет произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика) детям, с нарушением речевого развития, пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации правильного произношения.
С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса- ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.
3) Игра на детских музыкальных инструментах : Детям с нарушением развития координации движений рекомендована игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон, игра на «неозвученном пианино» и т. д. Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук - игра на дудочках, колокольчиках и т. д. Детям с нарушением развития дыхания - игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.) .
4) Музыкально-ритмические движения : Одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у детей с ОВЗ чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию.
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента».
Разным категориям детей с ОВЗ рекомендовано музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные и пр.). В ритмике - координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование, пластико-ритмо-речевой театр.
Чтобы успешно решать задачу развития базовых психических функций у детей с ОВЗ используют ряд педагогических технологий:
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.
Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
-помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
-помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
-музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
-косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Логоритмические занятия – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой. Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.
Психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.
Музыкально-дидактические игры Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий
Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.
Положительные результаты коррекционной работы усиливаются, если: взрослый дает оценку своей работе, контролирует речь, действия, поведение детей, определяет, кому из детей в данный момент необходимо уделить больше внимания, оказать коррекционную поддержку, кого активизировать и включить в работу, кого похвалить. Коррекционная работа и общение взрослого с детьми в процессе музыкальной деятельности регулируются следующими правилами:
Первое правило - формирование чувства «Мы», организация коррекционно-направленного пространства в музыкальной деятельности, в которой каждый участник (воспитатель, ребенок) является полноправным членом. С одной стороны, дети объединены общими целями деятельности, здесь есть сотворчество, взаимодействие, с другой — нет вторжения в личное пространство ребенка. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.
Второе правило - демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой, непринужденной улыбке ребенку, дружеской интонации, сдержанном, без раздражения диалоге с детьми, подбадривании в случае затруднений при выполнении заданий.
Третье правило - показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на процесс обучения для их достижения в музыкальной деятельности.
Четвертое правило - использование различных вариантов организации деятельности (сочетание групповой и индивидуальной форм).
Таким образом - занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Материал данной статьи будет полезен в практической работе с детьми с ОВЗ педагогам, музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ.