Инна Вэнго
Музыкально-познавательное занятие «Песни Ямала»
▼ Скачать + Заказать документы
Что глаз мой видит
О том и пою,
Что ухо слышит "
О том и пою
Что сердце чует
О том и пою
Слушай песню мою –
Узнаешь душу мою.
Цель и задачи:
- формирование нравственных ценностей обогащения духовного мира воспитанников,
- познакомить детей с национальным фольклором - песней.
Оборудование:
- фонограммы ненецких песен С. Н. Няруя
Словарная работа:
-фольклор, сюдбабц, ярабц, песни – обереги.
Контингент участников: 5-6 классы.
Ожидаемый результат:
Публикация «Музыкально-познавательное занятие „Песни Ямала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- воспитание интереса к духовной жизни своего народа.
Ход мероприятия
Вступительное слово воспитателя.
«И вот все аргиши двинулись в путь. О чем думают мужчины и женщины в эти бесконечные часы касланий многотонное скольжение нарт бескрайние болота, речушки, мох, карликовые березки, травы шуршание под полозьями нарт и мысли, мысли, мысли»
В этом отрывке из книги ненецкой женщины Нины Ядне «Я родом из тундры» слышится не только тишина бескрайних далей, но и их затаенная музыка. Она в многоголосии шуршания трав или снегов, в приливах вод и симфонии ветров, в порыве оленьего бега и скольжении нарт по насту, в таинственном потрескивании дров в очаге чума. Но самый главный звук для человека – это те самые, мысли, о котором пишет автор книги. Им нет конца, они звучат внутри непрерывной мелодии – трудишься или ты отдыхаешь, веселишься или грустишь. Но совсем по – особому думается в долгой дороге касланий, когда думы не скачут, не путаются, а плавно и бесконечно, словно нараспев, тянутся одна за другой, порой становясь песней. Вероятно, так родились на свет эти певучие строки стихотворения поэта Л. Лупцуя.
За семидесятой параллелью,
Как и ныне, в давние века
С песнями надрывными метели
Ворошили плотные снега.
Дальний предок, корень мой по крови,
Обращаясь к тундре, произнесь:
Для меня родная ты отныне, и по праву первого в краю
Жителя –
Тебя сегодня имя
Я на веки вечные даю-
Нарекаю я тебя Ямалом.
Так, по мнению поэта, из песенных звуков природы появилось у ненцев это волшебное слово ЯМАЛ, имя Родины. Может быть, в этих стихах предсказана и песенная судьба самого народа, которую заметили не сразу.
Песня всюду сопровождала человека: касланий по тундре, в рыбалке, на охоте, в рукоделии, в ловле упряжных оленей, в играх детей, в ожидании возвращения мужа или отца с промысла, в воспитании ребенка. Сама бесконечная полярная ночь-всё это повод для пения, для рождения неповторимых напевов. И появились песни личные, бытовые, шуточные, дорожные, гостевые, колыбельные, любовные…Много жизненных ситуаций – много и песен. А что касается северных народов, то добавим: сколько людей – столько и песен, ибо по древнему обычаю каждому ребенку мать или отец дарят личную песню- оберег.
Это песни- пожелания, песни – ласкания, в которых родители выражают свои мечты: какими они хотели бы видеть своих детей в будущем. В песне мать точно характеризует, показывает, каков ее ребенок, что в его характере, в поведении, в привычках. Если девочка охотно учится шить, то ей желают стать мастерицей. Мальчику желают стать отважным, удачливым следопытом.
Помимо песни – оберега у северных народов существуют песни о животных, о
священных зверях (у ненцев – об олене, у ханты – о медведе). Популярны так же песни – биографии, сложенные в честь выдающихся предков и вождей, исторические песни, песни – легенды (в ненецком фольклоре песни о великих древних героях называют сюдбабц, ярабц).
В песнях ненец раскрывает свою душу, свои мысли, свои чувства. Он как бы напевает монолог: о себе, о своей земле, оленях, что его более всего в жизни волнует. В песне человек изливает порывы своей души, свои мечты, желания.
Исходя, из сказоного сегодня мы взяли эпиграф нашего занятия, слова из народной песни :
Что глаз мой видит,
О том и пою.
Что ухо слышит.
О том и пою.
Что сердце чует,
О том и пою.
Слушай песню мою-
Узнаешь душу мою.
С. Няруя «Сенгакоця» - коллективное исполнение песни.
Сенгакоця" тайнанов" Колокольчики звенят,
Сенгакоця" муно" нов" Колокольчики шумят,
Сенгакоця "тайнанов" Колокольчики звенят,
Сенгакоця" муно" нов" Колокольчики шумят,
Нацян тэвравы " 2 Отец привез,
Нацян тэмдавы" раза Отец купил.
Сенгакоця" тайнанов" Колокольчики звенят,
Сенгакоця" муно" нов" Колокольчики шумят,
Сенгакоця" тайнанов" Колокольчики звенят,
Сенгакоця" муно" нов" Колокольчики шумят,
Сёвтян' сэдавыей" 2 К моей красивой парке
Небян сэдавыей раза Они пришиты матерью.
Сенгакоця" тайнанов" Колокольчики звенят,
Сенгакоця" муно" нов" Колокольчики шумят,
Сенгакоця" тайнанов" Колокольчики звенят,
Сенгакоця" муно" нов" Колокольчики шумят,
Маней маямбидэйм' 2 Я рада очень,
Пивнев ядэрнадэйм' раза Поэтому я гуляю на улице.
Воспитатель подводит итог занятия.
Заключение занятия :
- Что такое личная песня?
- Каких народных исполнителей национальных песен вы знаете?
- Вспомните песни написанные С. Н. Няруем?
Используемая литература:
Борко Т. И., Галкин В. Т. «Культура народов Ямала», Няруй С. Н., Няруй В. Н. Ненецкая песня в школе : для 1-4 классов: в 2 ч. Салехард, 1993.