Юлия Гусарова
Музыкально поэтическая гостиная «Любовь к Родине через музыку и поэзию»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально - поэтическая гостиная
"Любовь к Родине через музыку и поэзию"
Участники: дети подготовительной группы
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством классической музыки русских композиторов.
Задачи:
- Развивать духовно-нравственное отношение и любовь к природе через музыкальные произведения
- Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с музыкальными произведениями;
Публикация «Музыкально поэтическая гостиная „Любовь к Родине через музыку и поэзию“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Россия, Родина. Конкурсы чтецов, стихи о России, литературные гостиные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
- Побуждение детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение;
- Воспитание потребности в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
- Совершенствование певческого голоса, навыков сольного пения.
Ход мероприятия
М. Р. Здравствуйте, дети! Мы много раз с вами приходили в музыкальный зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, веселые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. А сегодня я предлагаю вам окунуться в удивительный мир классической музыки и послушать стихи великих поэтов. В нашем зале открывается музыкально – поэтическая гостиная!
М. Р. Повсюду нас окружают звуки музыки. Под красивую мелодию мы поем, танцуем. Красивую музыку мы можем просто слушать. Так нужна ли музыка человеку? Давайте будем размышлять…
Музыка может передать не только настроение, но и образ: пение птиц, шелест листвы, шум дождя, журчание ручья, гром и многие другие природные явления. И мы с вами в этом убедимся.
(открываем занавес.) Как же прекрасна природа в любое время года.
Зимой природа погружается в сон. Застывает подо льдом речка, покрываются мохнатыми снежными шапками кусты и деревья. Весной оттаивает и согревается земля, природа пробуждается от долгого зимнего сна. Лето – пора жаркого солнца, купания, прогулок в тенистом, прохладном лесу. Осень приносит людям богатый урожай. Сейчас… прочитает нам стихотворение, а вы догадайтесь, о каком времени года она рассказывает.
Иван Захарович Суриков
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею.
Крепко, непробудно…
Дети: о зиме
(Ведущ. подходит к столу №1) Музыка тоже умеет рассказывать о временах года.
В творчестве каждого композитора есть музыка, так или иначе, связанная с природой. Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев особенно восхищался природой ранним утром. Ведь утром природа прекрасна: солнце пробивается сквозь горизонт, лениво освещая Землю. Каждая травинка, поблескивая каплей росы, встрепенется и потянется к свету…
Послушайте музыкальное произведение «Утро» и скажите, какое настроение передает музыка?
«Утро» С. С. Прокофьев»
Дети: Музыка спокойная, светлая.
М. Р. О чем рассказывает эта музыка?
М. Р. : Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. В ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках - сначала неуверенно, робко.
В самом начале пьесы музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет. А уже чуть позже, в средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх. Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко, всем на радость.
С. Маршак – любимый писатель всех детей, считал, что с помощью его стихотворений можно рисовать мир, природу и природные явления.
ДОЖДЬ
Ветерок бежит по саду,
От реки несет прохладу,
А с прохладой вместе
Радостные вести: —
Вы послушайте, цветы,
Скоро-скоро с высоты
Гром из тучи грянет,
Дождь забарабанит
По цветам, по листам,
По деревьям и кустам.
Только вы не бойтесь,
Хорошо умойтесь!
Автор: С. Маршак
Музыкальное творчество композитора Георгия Васильевича Свиридова тоже тесно связано с природой. С помощью выразительных средств музыки он мог рассказать о дожде. Прослушайте музыкальную пьесу Г. Свиридова «Дождик».
М. Р: О каком дождике рассказала музыка? (Ответы детей)
М. Р. : Да верно, озорной, игривый, задиристый, смешной, прозрачный.
А он не менялся? Всегда был звонким и шаловливым? (Ответы детей)
Ребята, мы тоже можем изобразить дождик. Посмотрите, сколько интересных предметов я вас принесла. Подумайте и скажите, какие предметы могут прийти нам на помощь, чтобы изобразить капельки дождя?
Сыграйте под музыку.
А сейчас представьте, пожалуйста, что вы маленькие птички, которые радуются пробуждению природы.
Проводится упражнение на релаксацию всего организма
«Птички».
Вы летаете по лесу и любуетесь его красотой. Вот вы присели на макушку высокой липы и почувствовали дуновение теплого ветерка. С его порывом вы понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземляйтесь на свои стульчики, они будут самыми уютными гнездышком на лесной полянке.
(Ведущ. подходит к столу №2)
На этом столе мы видим музыкальные инструменты. Как они называются? (ложки, бубенцы, рубель, трещотки, бубен).
В старину, в селе в избах вечером собирался народ на посиделки. Кто пел песни, кто играл на музыкальных инструментах. Русский народ сам мастерил эти инструменты.
Ребенок: Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал.
Сам народ для себя песни шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили:
Что музыкальные инструменты сами мастерили,
Как играли, хороводы в поле водили,
Как смеялись, песни звонкие пели, шутили.
Если эти инструменты взять и в оркестре нам сыграть, как же оркестр будем называть? (оркестр народных музыкальных инструментов).
В одном музыкальном произведении П. И. Чайковского можно услышать музыку, очень похожую на народные напевы и наигрыши. О таких произведениях говорят, что они написаны в народном стиле. Что может быть задорнее и радостнее удалой русской пляски «Камаринской». Музыкальные инструменты разбирайте, в оркестре народном сыграйте!
Оркестр «Камаринская»
(Ведущ. подходит к столу №3)
Ребята, кому может принадлежать этот щит? (богатырям) Кто такие богатыри?
Дети: Силачи, воины, защитники.
Так называли воинов, защищавших свою Родину. Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?
Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.
А теперь разгадайте загадки и скажите, что еще было необходимо русскому богатырю.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что догадались? Конечно же (Меч).
Реб: Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
В каких музыкальных произведениях мы можем встретить образ мужественного богатыря? В опере Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», муз. произведение называется «Тридцать три богатыря».
Давайте сложим в копилочку слова - настроения, которые подходят к этой музыке.
Музыка звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на выход бесстрашных богатырей. Темп умеренно быстрый, музыка звучит в низком регистре, громко (форте, в мажоре, что передает удаль молодецкую, силу богатырскую, мужество. Богатыри защищали Русь. Так называли в давние времена Российское государство, нашу страну – Родину. Что мы Родиной зовем?
Реб1: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Реб2: Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Реб3: Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
М. Р: Это замечательное стихотворение о Родине написал Владимир Александрович Степанов. Но не только поэты ценили и вдохновлялись образами родной земли, но и великие композиторы могли при помощи характерных мелодий и средств музыкальной выразительности изобразить в своих произведениях родной край. Как правило, такие произведения полны патриотизма и любви к своей стране.
Послушайте музыкальное произведение и скажите, кто написал это произведение, и как оно называется?
«Патриотическая песня» М. И. Глинка
М. Р: М. И. Глинка отразил в своих произведениях величие России, её героической истории. Он глубоко понял особенности русского духа, тем самым раскрыл своеобразие и самобытную красоту музыки. На протяжении 10 лет его музыкальное произведение «Патриотическая песня» звучало в качестве государственного гимна. Послушайте еще раз это про изведение и скажите, какое настроение передает эта музыка. Давайте сложим в копилочку слова - настроения, которые подходят к этой музыке.
(Величественная, могучая, решительная, торжественная, ликующая).
М. И. Глинка создал уникальную русскую музыку, которая помогает и детям, и взрослым любить свою страну, ценить и вдохновляться образами родной природы. Но есть и песни, которые восхваляют нашу Родину, делая ее величественной, могучей, крепкой и сильной державой.
Песня «Моя Россия»
М. Р: Вот и подошла к концу наша встреча в поэтической музыкальной гостиной.
Последние нотки, увы, прозвучали,
Классической музыкой наполнился зал.
Сегодня мы даже немножко устали,
Но каждый я думаю, много узнал.
Какие музыкальные произведения вы услышали в нашей гостиной? Назовите композиторов, которые написали эти музыкальные произведения. Что вы чувствовали, когда слушали классическую музыку великих композиторов? Так нужна ли музыка человеку?
(Да) Музыка нам помогает оставаться людьми, не дает возможности стать грубыми и черствыми. Музыка нужна для того, чтобы радовать сердце и душу.
Музыка во мне, музыка в тебе,
Музыка повсюду с нами.
Радугой извне, излучая свет
Разными поет тонами.