Татьяна Чумичева
Сценарий музыкально-литературного досуга «Зимушка-зима» в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная гостиная «Зимушка-царица»
Конспект досуга в старшей группе
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Публикация «Сценарий музыкально-литературного досуга „Зимушка-зима“ в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2022
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы.
Цель: формирование интереса к русской поэзии.
Задачи:
Образовательные: обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе; формирование целостного представления об изображенном на картине; приобщение к поэзии.
Развивающие: развитие общих речевых навыков, способность детей воспринимать поэтическую речь, память.
Воспитательные: вызывать чувство радости, эмоционального отклика на изображенного на картине, интерес к художественной литературе, желание читать стихи.
Оборудование: картины И. И. Шишкина «Зима», И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», Д. Я. Александрова «Московский дворик» и другие картины, записи пьесы П. И. Чайковского из «Детского альбома» и звуков зимнего леса, мольберт, снежинка.
Интеграция разных видов деятельности: наблюдение за зимними явлениями в природе (снегопадом, вьюгой, ветром, морозом, оттепелью, инеем и т. д.). Использование русского народного творчества (загадки, приметы, пословицы, потешки, поговорки: «Ты мороз, мороз, мороз», «Как на тоненький ледок»; стихи поэтов; чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассказов о зиме. Экспериментирование со негом, пластиком. Лепка снеговиков, снежинок, других поделок из снега. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, Э. И. Грабаря, Д. Я. Александрова. рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику.
Ход занятия
Организационный момент: слушание отрывка из пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».
Воспитатель: вам понравилась мелодия? Что вы услышали? (Ответы детей)
В нашей стране очень много талантливых людей. Например, композиторы своё отношение к природе выражали через музыку; художники любили рисовать природу в своих картинах. А поэты изображали виды природы в своих стихах. Очень много стихотворений было написано о зиме.
Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» :
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: посмотрите на картину И. И. Шишкина «Зима». Нарисован уголок зимнего леса, густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и молодых елочках. В глубине леса светлая поляна. На ветке старой ели сидит одинокий клёст.
Мы с вами выучили много стихов о зиме. Расскажите те стихи, которые созвучны по настроению этой картине. Старайтесь рассказывать громко, четко, выразительно.
Ребенок: Сергей Есенин (сокр.)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Ребенок: Иван Суриков «Зима»
Белый снег, пушистый Андрей
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Стали дни короче,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Ребенок стихотворение С. Михалкова.
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.
Ребенок: В. Шикунова «Звуки зимы»
В небесах буран рычит,
На лугах метель мурчит,
А в лесах мороз трещит.
На сугробах наст хрустит.
Ветер ветками скрипит,
А в берлоге зверь сопит.
Воспитатель: перед вами картина И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Зимний березовый лес, белоствольные молодые березки, порытые пушистым инеем. В лучах солнца иней кажется розовым, а на земле лежит снег, он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо ясное и чистое, видно, что морозный день. Зимой, когда кругом белым бело, на деревьях кружева инея, сердце замирает от такой красоты.
Давайте почитаем стихи.
Ребенок: Н. Некрасов «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Ребенок: А. Бродский «Мороз»
Невидимкой осторожно,
Он является ко мне
И рисует как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной!
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
.
Ребенок: Константин Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Ведущий: Зима бывает разной. (Сайд шоу под музыку с картинами зимы) Она бывает студеная с морозами, бывает с оттепелью и капелью, а бывает ясная и солнечная. Но всегда неизменно сказочная, волшебная и очень красивая.
Читает ведущий:
Александр Пушкин
Вот север, тучи нагоняя…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»
Песня «Русская зима.
Ведущий: Зиме помогают помощники -зимние месяцы. Мы даже с ребятами знаем стихотворения о каждом зимнем месяце.
Художники тоже каждый зимний месяц по разному изображали эти месяцы и зимние события, приметы. Картины: Кустодиев «Елочный торг», «Крещенье. Водосвятие», Грабарь «Февральская лазурь»
Вот послушайте, как прочитают нам стихотворение С. Я. Маршака о разных месяцах этого времени года.
«Декабрь
4. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
5. Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки вбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки,
Серебром звезду зажёг
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонёк.
Ведущий: За декабрём идёт второй месяц зимы, о котором нам расскажет…
Ребенок
С. Я. Маршак «Январь»
Открываем календарь —
Начинается Январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
Ведущий: За январём идёт февраль. Об этом месяце нам поведает …
Ребенок
С. Я. Маршак «Февраль».
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Физкультминутка.
«Наступили холода»
Ехать в поезде тепло, («крутятся колёса»- параллельно круговые движения рук)
Поглядим- ка мы в окно. (Изобразить руками «окно» - одна рука сверху
параллельно другой)
А на улице зима! («Мёрзнут» - потирают свои плечи)
Наступили холода. (Потирают ладошки)
Да- да- да! (Три хлопка)
Наступили холода. (Потирают ладошки
Да- да- да! (Три хлопка)
Превратилась в лёд вода. (Раскрыть руки в стороны, замереть)
Ду- ду- ду! (Три хлопка)
Поскользнусь я на льду. (Покачивающие движения)
Ду- ду- ду! (Три хлопка)
Я на лыжах иду. (Имитация ходьбы «на лыжах»)
Ды- ды- ды! (Три хлопка)
На снегу есть следы. (Широкие шаги ног)
Ди-ди-ди! (Три хлопка)
Ну, заяц, погоди! (Грозят указательным пальчиком).
(Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах)
Воспитатель: Художники рисовали не только природу, но и людей, их занятия. На картине Д. Я. Александрова «Московский дворик» волшебница зима сделала его сказочно-нарядным. Серебром искрится снег, голубоватое мерцание наполняет воздух. Во дворе играют дети, лепят снеговиков. Давайте почитаем стихи о том, какая зима в городе.
Ребенок: Г. Лагздынь «Снегопад»
Туча вниз швыряет снег, .
Засыпает снегом всех.
На сверкающий ледок
Лёг пушистый холок,
Туча снегом знай трясет –
Все сугробы выше.
Неужели занесет
Город наш под крыши!
Ребенок:
Тихо-тихо снег идет
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем.
Выйдет мама на порог
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?
Александр Блок
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла.
Дом притих и замолчал.
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.
Ребенок: О. Высотская «Снежный край»
Мы слепили снежный ком
Уши сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
За усы, не тяни –
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
Снежинки
За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся —
Все им нипочем! —
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.
С. Козлов
Физкультминутка «Снег руками нагребаем, лепим, лепим ком большой»
Ведущий: Природа и ее явления оживают в стихах и художественных произведениях. Метель, снежинка, мороз как живые разговаривают, рассказывают и совершают поступки. Картины: Васнецов «Снегурочка», «Зимний сон», В. Иванов «Переживай царство Святогора», К. Адрианов «Мороз воевода»
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Николай Некрасов
Ведущий: зима замечательная, красивая пора, но трудная. Людям надо тепло одеваться, не все могли позволить себе дорогую одежду. Картина Ф. Сычков «Лепка-снеговиков», Н,П. Богданов-Бельский «В школу». И людям, и животным голодно, и холодно зимой, особенно тем, у кого нет своего дома.
Поэтому все таки зимой ждали солнышка и весны.
На зимних пейзажах солнце очень красивое, и даже если его не видно, мы можем заметить его свет на деревьях, реках и земле. Картины: Грабарь И. «Иней. Восход», Левитан И. «Зимой в лесу», Э. Панов «Розовое утро». «Зимние просторы»
Кто согреет солнышко?
Всем зимою холодно,
В дом бегут скорее.
Остается солнышко.
Кто его согреет?
Раньше согревало,
Были солнцу рады.
А теперь любуются
Танцем снегопада.
Нарисую солнышко
У себя в альбоме,
И как будто станет
Посветлее в доме.
Напишу записку, —
Я уже умею:
Не печалься, солнышко!
Я тебя согрею.
Ведущий: Ребята, сегодня вы так порадовали, так удивили нас, а как выразительно вы читали стихотворения!
Музыкальная игра. «Потолок ледяной…»
Жюри подводит итоги.
Рефлексия:
• О каком времени года мы читали стихи?
• Какая картина вам больше всего запомнилась?