Светлана Чудакова
Музыкально-литературный досуг, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина
▼ Скачать
ЗВУЧИТ ВАЛЬС (Г. Свиридова из музыки к к. ф. «Метель»,
дети входят в зал и садятся на стулья. Четыре пары останавливаются в центре зала и исполняют вальс на музыку И. Брамса.
РЕБЕНОК:
Друзья, досужий час настал
Проснись, ленивец сонный,
Взгляни, здесь круг твоих друзей
И все весельем полно.
ВЕДУЩИЙ:
Ребята, вы конечно узнали стихи А. С. Пушкина.
Любимым временем года поэта была осень. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - писал А. С. Пушкин.
Публикация «Музыкально-литературный досуг, посвященный творчеству великого русского поэта А, С, Пушкина» размещена в разделах
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Пушкин А.С. Сценарии разлечений по сказкам Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Давайте вспомним, как поэт воспевал в своих стихах красоту осени.
РЕБЕНОК:
За весной красой природы,
Лето знойное пройдет-
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.
ВЕДУЩИЙ:
Мы знаем много песен об осени. Как вы думаете, какая наиболее созвучна с этим стихотворением?
ДЕТИ:…
(исполняется песня Г. Струве «Осень»)
РЕБЕНОК:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
ВЕДУЩИЙ:
Стихи А. С. Пушкина звучат как прекрасная музыка.
(муз. рук. исполняет фрагмент пьесы «Октябрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»)
РЕБЕНОК:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Исполняется песня Елисеева на стихи К. Бальмонта «Поспевает брусника»)
ВЕДУЩИЙ:
Прекрасная пора осень. Очень любил А. С. Пушкин это время года, но и о зиме он написал немало прекрасных стихотворений.
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный!
Пора, красавица, проснись –
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(Ведущий предлагает продолжить стихотворение ребенку)
РЕБЕНОК:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче погляди в окно
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(Ведущий предлагает послушать пьесу П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»)
ВЕДУЩИЙ:
Ребята, вам понравилась музыка? Какая она? Что вы себе представили, слушая ее?
ДЕТИ:…
ВЕДУЩИЙ:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(Исполняется песня Л. Олифировой «Зимушка – Зима»)
ВЕДУЩИЙ:
Но зима бывает не всегда такая. А если это зимний вечер? Совсем другое настроение. Давайте представим другую картинку… Вечер… Зимняя дорога…
РЕБЕНОК:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге, зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что – то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
(муз. руководители исполняют «Романс» Г. Свиридова из муз. к к. ф. «Метель» в четыре руки)
ВЕДУЩИЙ:
Ой, как вы притихли. Самое время слушать сказки. С самого раннего детства А. С. Пушкин тоже любил слушать сказки.
Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке,
И слушал, слушал няню Пушкин.
Катилась сказка как клубок,
Смеялся Пушкин, говоря:
«Какая прелесть эти сказки!»
Удивительные сказки написал и сам поэт : добрые, веселые, мудрые. Давайте послушаем.
(Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина «У Лукоморья».
Исполняется фрагмент из музыкальной картины А. Лядова «Кикимора» Появляются Кащей, Леший и Баба – Яга – взрослые, в руках у них страницы из книги: «Сказки А. С. Пушкина»)
КАЩЕЙ:
Ну, что нашли, собрали?
БАБА – ЯГА:
Ой, Кащеюшка, собрали!
ЛЕШИЙ:
Собрать – то собрали. А зачем они нам?
КАЩЕЙ:
Вы сказки читать любите?
БАБА – ЯГА и ЛЕШИЙ:
Любим, любим!
КАЩЕЙ:
Тогда, Леший, начинай читать.
ЛЕШИЙ:
Долго царь был не утешен,
Но, как быть? И он был грешен;
Год прошел, другой прошел,
Царь женился на другой…
БАБА – ЯГА (перебивая) :
Я дальше читать буду. Я!
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
КАЩЕЙ:
Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Баба – Яга, это твоя работа. Страницы – то собрали из разных сказок. Книга не откроется, прочитать не сможем.
ЛЕШИЙ:
Думай, думай, Баба – Яга.
БАБА – ЯГА:
Я уже придумала! Надо, чтобы ребята нам помогли. Ведь они знают и очень любят сказки.
ЛЕШИЙ:
Среди вас есть знатоки сказок?
ДЕТИ:…
ЛЕШИЙ:
А вы нам поможете?
ДЕТИ:…
(Выходят дети – знатоки сказок)
КАЩЕЙ:
А как же они к нам в Лукоморье попадут?
ЛЕШИЙ:
А вот как! Пойдут по этим дорожкам и прямо в Лукоморье окажутся. А поможет им музыка.
Звуки музыки волшебной,
Вам помогут отгадать,
Как названье этих сказок
И как в сказки те попасть.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Дети двигаются по кругу, в соответствии с характером музыки. С окончанием музыки они останавливаются на дорожках, соответственно попадая к Бабе – Яге, Кащею и Лешему.)
БАБА – ЯГА:
Ты мне поможешь вернуть эту страницу в книгу?
РЕБЕНОК:…
БАБА – ЯГА:
Тогда слушай…
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
РЕБЕНОК:
Это «Сказка о Царе Салтане» (если ребенок не отгадывает – ему помогают остальные дети)
БАБА – ЯГА:
Правильно! (Баба – Яга от автора читает отрывок из «Сказки о Царе Салтане. Звучит тема «Море» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о Царе Салтане»)
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Глядь поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(На сцене появляются Лебедь и Гвидон).
ЛЕБЕДЬ:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
ГВИДОН:
Грусть - тоска меня съедает;
Чудо – чудное завесть
Мне б хотелось, где – то есть
Ель в лесу, под елью белка,
Диво, право, не безделка –
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра чистый изумруд;
Но быть может, люди врут?
ЛЕБЕДЬ:
Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу.
БАБА – ЯГА:
С ободренною душою
Князь пошел к себе домой
Лишь ступил на двор широкий
Что ж под ёлкою высокой
Видит белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает.
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли в огороде»
(Ансамбль ложкарей исполняет «Во саду ли…» р. н. п.)
ГВИДОН:
Ну, спасибо
Ай да Лебедь – дай ей боже,
Что и мне веселье тоже.
БАБА – ЯГА (обращаясь к знатоку сказок) :
Вот тебе, держи, береги, пригодится, потом волшебное слово получится. (дает ему разрезные картинки с буквами)
КАЩЕЙ:
Теперь и мою страницу надо вернуть в книжку. Помогай мне. Слушай внимательно (Обращается к своему помощнику) :
Отпусти ты меня, старче, в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь…
РЕБЕНОК:…
КАЩЕЙ:
Ой, как хочется посмотреть хоть кусочек этой сказки.
(Выходят участники этой сказки)
КАЩЕЙ (от автора) :
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
Говорит старик своей старухе:
СТАРИК:
Здравствуй, барыня – сударыня дворянка!
Чай теперь твоя душенька довольна?
СТАРУХА:
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
Хочу быть вольною царицей.
СТАРИК:
Что ты, баба, белены объелась
Ни ступить, не молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство.
СТАРУХА:
Как ты смеешь, мужик спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою –
Ступай к морю говорят тебе честью,
Не пойдешь поведут по неволе.
КАЩЕЙ:
(звучит тема «Море»)
Старичок отправился к морю.
Почернело синее море.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
РЫБКА:
Что тебе надобно, старче?
СТАРИК:
Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей.
РЫБКА:
Не печалься, ступай себе с богом!
Добро, будет старуха царицей.
КАЩЕЙ (благодарит детей, обращается к своему помощнику) :
Вот и тебе осколочки, береги их, потом пригодятся.
ЛЕШИЙ:
Только мою сказку не отгадали. Ну, помощничек, слушай.
Долго царь был не утешен,
Но как быть и он был грешен,
Год прошел как сон пустой
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
РЕБЕНОК:…
(выходят герои сказки)
ЛЕШИЙ:
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая
В тайне зеркальце взяла:
ЦАРИЦА:
Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?
ЗЕРКАЛО:
Ты царица всех милее,
Всех румяней и белее
ЛЕШИЙ:
За невестою своей королевич Елисей
Между тем по свету скачет
Нет, как нет! Он горько плачет,
И кого не встретит он,
Всем вопрос его мудрен:
Кто в глаза ему смеется
Кто скорее отвернется,
К красну – солнцу, наконец
Обратился молодец.
ЕЛИСЕЙ:
Свет наш солнышко!
Ты ходишь круглый год по небу,
Сводишь зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль, где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.
СОЛНЦЕ:
Свет ты мой!
Я царевны не видало
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где ни будь ее да встретил
Или след ее приметил.
ЛЕШИЙ:
Темной ночи Елисей
Дождался в тоске своей
Только месяц показался
Он к нему с мольбой погнался.
ЕЛИСЕЙ:
Месяц, месяц, мой дружок
Позолоченный рожок
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.
МЕСЯЦ:
Братец мой,
Не видал я девы красной
На стороже я стою
Только в очередь мою
Без меня царевна видно
Пробежала
ЕЛИСЕЙ:
Как обидно.
МЕСЯЦ:
Погоди; об ней быть может
Ветер знает, он поможет…
(звучит «Порыв» Шумана, появляется Ветер)
ЕЛИСЕЙ:
Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого
Только бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених ей
ВЕТЕР:
Постой,
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора;
Не видать ни чьих следов
Вкруг того пустого места.
В той горе твоя невеста.
(звучит музыка)
ЛЕШИЙ:
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним
ЦАРИЦА:
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее?
ЗЕРКАЛО:
Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее.
ЦАРИЦА:
Ах, ты, мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло (разбивает зеркальце)
ЛЕШИЙ:
Тут ее тоска взяла
И царица умерла…
(обращается к своему помощнику)
Вот и тебе осколочки волшебные. А теперь вам предстоит все осколочки вместе собрать И название книги прочитать.
(«Марш Черномора» М. И. Глинки, звучит средняя медленная часть. Дети складывают волшебные осколочки и читают название книги)
ДЕТИ:
«Сказки А. С. Пушкина»
БАБА – ЯГА:
Спасибо вам, ребята!
КАЩЕЙ:
Теперь мы сможем всю книгу прочитать.
ЛЕШИЙ:
Нам пора в Лукоморье. До свидания! (уходят).
(Под вальс Г. Свиридова дети выходят из зала.)
Для проведения сказок используются фрагменты муз. Н. А. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»).