МААМ-картинки

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста

Алла Бурченкова
Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем (т. е. музыкальным руководителем) дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Можно перефразировать слова М. Горького о литературе - "Детям следует играть музыку также, как и взрослым, только лучше".

Публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, в искусстве и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию, как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, т. е. талантливый в чем-то одном ребенок, творчески проявит и во многом другом. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, - учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и незаметно быстро и правильно начинают говорить.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, саморегулировать поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

На своих музыкальных занятиях я пытаюсь заинтересовать малышей раскрыть красоту музыки, дать возможность ее почувствовать и научить самовыражаться в разных видах музыкальной деятельности. Знакомлю детей с музыкальной игровой деятельностью на фронтальных занятиях и развлечениях. Все это проходит как в музыкальном зале, так и в группах, где есть пианино.

Музыкальная деятельность малышей - это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него - и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Так на слушание музыки идет восприятие музыкальных произведений, развитие слуха и голоса. В пении осваиваются элементарные певческие навыки, песенное творчество. Пение способствует развитию и укреплению легких, голосового аппарата, выработке правильной осанки. Для наших детей это важно, т. к. детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В музыкальной ритмической деятельности ставится задача в соединении навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа. Дети на музыкальных занятиях выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, улавливают настроение музыкального произведения и передают в движении различные средства музыкальной выразительности : темп, динамику - усиление и ослабление звучности, характер мелодии; строение произведения, художественного образа. Во время выполнения движения педагог должен постоянно обращать внимание на точность выполнения движения и осанку детей. Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности детей. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, т. к. это не требует особой подготовки, специальных навыков и доступно практически каждому ребенку. В ходе игры решаются задачи воспитания, чувство единения, развитие музыкальных способностей (чувство ритма, звуковысотного и тембрового слуха, формирование интереса к инструментальному творчеству). В музыкально-дидактических играх закрепляются навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких, как ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии и т. д.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Каждое занятие проходит в форме игры, которая способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Игра - это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей. В народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках. Короткие фразы, мелодия находится в пределах до-соль первой октавы, что отвечает педагогическим требованиям детей раннего возраста. В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером - все это являются огромным развивающим потенциалом.

В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное нет такого малыша, с которым не играли бы в "Ладушки", "Сорока-ворона", "Коза рогатая", "По кочкам, по кочкам" и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры "Кулачки", "Дружно поднимаем ручки" помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

На музыкальных занятиях использую хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритминизированных движений, в соответствие с образным словом. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений, способствуют развитию внимания к действиям других детей. Например: "Карусели", "Раздувайся пузырь", "Шагаем по дорожке" и др.

Особенность моей работы с детьми - импровизация. Иногда приходится менять музыкальные части в зависимости от состояния детей, от их настроения и желание заниматься теми или иными видами деятельностями. Я творчески подхожу к использованию современного музыкального репертуара. Например, игра "Пальчики" может превратиться в игру "Зайчики", "Дождик", "Курочка" и т. д. со звуковым подражанием.

На занятиях использую игрушки из бросового материала. Например, дети здороваются и прощаются при помощи шумовых инструментов (флакончики из-под витаминов, наполненные зерном, различные шумелки). Для развития дыхания применяю листочки и легких бабочек, шарики, снежинки, кораблики. А кукла-варежка доставляет огромное удовольствие, ведь каждая кукла пляшет по-своему. Детям нравится играть с такими игрушками.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Музыкально-игровая гимнастика, для детей среднего дошкольного возраста. Дети под марш идут друг за другом, повторяют слова за муз. руководителем. Мы веселые ребята, Куклы, зайчики, котята. Мы шагаем дружно в.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 15:31
+74Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Бурченкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД