Людмила Жулидова
Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическое пособие
Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. С помощью музыки можно раскрыть способности ребёнка, обогатить его эмоционально, развить творчески, повысить социальный статус, создать предпосылки гармоничного формирования личности. Один из принципов, заложенных в ФГОС дошкольного образования – это сохранение уникальности и самоценности детства. Поэтому я считаю проблему развития музыкальных способностей актуальной для развития каждого ребёнка в контексте ФГОС ДО.
Публикация «Музыкально-дидактическое пособие „Музыкальный куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Одним из действенных средств развития музыкальных способностей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Они всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. И здесь нам, педагогам, на помощь могут прийти красочно оформленные пособия, благодаря которым у детей возникает интерес к музыке, быстрее развиваются музыкально-сенсорные способности. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.
И я предлагаю вашему вниманию музыкально- дидактическое пособие
«Музыкальный куб», адресованное музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Цель пособия: Стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Пособие многофункционально. Представляет собой куб, на котором имеется свой сюжет. Игры можно объединить и единым сюжетом. Основное игровое действие загадывание и отгадывание присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем уже выполнить задание.
В основу пособия положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков:
• высота (развитие звуковысотного слуха);
• ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);
• тембровая окраска (развитие тембрового слуха);
• динамические оттенки (развитие динамического слуха).
Сторона№1- «Поляна звуков».
Сторона предназначена для развития у детей тембрового слуха и исследовательской самостоятельной деятельности в мире звуков.
Дети знакомятся с миром звуков (шумовых). На боковые стенки домика наклеены деревянные кружочки, ударяя по которым дети извлекают деревянные звуки. Что еще есть в нашей комнате издающее деревянные звуки?- спрашивает воспитатель у детей. Вместе делают вывод, что деревянный звук - «теплый и сухой».
Вариант игры:
Придумать с ребенком творческий рассказ, о чем могут шептаться деревянные карандаши или кубики и сопроводить все это деревянными звуками.
Перед домиком распустились красивые цветы, в которых центр цветка - пластмассовая пуговка. При ударе палочкой получается новый вид звука. Также на «Поляне звуков» имеются металлические пластинки от старого бубна, которые издают металлический звук. Педагог помогает ребенку разовраться с миром звуков. Исследуя разные предметы на звук, дети придумывают интересные истории, сопровождая звучанием какого-либо инструмента или несколькими инструментами.
Сторона №2 - «Ритмическая гусеница» предназначена для развития ритмического чувства.
Педагог рассказывает, что на волшебной, т. е. музыкальной полянке живет необычная гусеница. Ее зовут «Тати», а почему такое интересное имя, да потому что когда она начинает ползать, то издает такие звуки: «та- ти -ти, та -та», или другие «ти – та - та – ти». При этом на ее теле появляются пятнышки разного цвета и разного размера. Например: большой красный кружок, а за ним два синих маленьких кружочка и т. д. Педагог рассказывает о длительности звуков, объясняет, что звуки бывают длинные (долгие) по звучанию и короткие. Из чередования длительности звуков получается ритмический рисунок. Также педагог выкладывает ритмический рисунок, а дети «прочитывают» его и самостоятельно воспроизводят с помощью хлопков или любого другого ударного инструмента.
Третий вариант: Дети старшего дошкольного возраста должны угадать по ритмическому рисунку песенку или попевку, простучать ее и спеть самостоятельно или под аккомпанемент музыкального руководителя.
Сторона №3 – «Поющие шарики» направлена на развитие навыка голосоведения звуковысотного слуха и также выполняется гимнастика для глаз.
Педагог предлагает зрительно проследить за траекторией движения шарика. В это время сам берет ниточку в руки и выкладывает на бархатной стороне графическое изображение. Ведя по ниточке пальцем руки траекторию нити, сам воспроизводит ее голосом на каком-нибудь звуке.
На звуке «У» или другом гласном звуке («А», «О», «И», «Э») воспроизвести графическое изображение мелодии с предложенного образца вместе с педагогом.
Сторона №4 «Утро в лесу» предназначена для развития звуковысотного слуха у дошкольников.
Педагог рассказывает, что в лесу живет веселый медведь «Пумка». Он очень любит петь и к нему прилетает воробей, который тоже любит петь. Педагог на фортепиано играет то низкие, то высокие звуки, соответственно дети должны определить высоту звука, передвигая пуговки (вверху поет воробей, внизу медведь)
Сторона №5 Загадки «Музыкальные инструменты» закрепление знаний о музыкальных инструментах
в игровой форме. Дети отгадывают загадки и показывают на картинке инструмент (картинки музыкальных инструментах, прилагаются).
Игры, которые можно использовать применяя данное пособие:
1. Для развития чувства ритма: «Ритмическая гусеница», «Узнай песенку по ритмическому рисунку», «Ну-ка, повтори».
2. Для звуковысотного слуха: «Лесенка», «Кого встретил колобок», «Качели», «Кто как идет» (+ ритм, «Мышка и мишка» (+ ритм). К игре прилагается ксилофон.
3. Для развития динамического слуха и голосоведения: «Разноцветные шары», Где спрятался колобок?» С целью расширения диапазона певческого голоса, профилактики крикливости в пении.
4. Для различения тембровых изменений: “Сказочный домик». Умение вслушиваться, различать музыкальный звук, который является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей.
5. Песенное творчество: «Музыкальный домик», «Кто подошел к теремку», «Придумай песенку».