Наталья Потафеева
Музыкально-дидактическое пособие «Цветные нотки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическое пособие "Цветные нотки"
Дидактическое пособие «Цветные нотки» представляет собой набор
карточек формата А 4, с изображением мелодии детских, русских народных
песен и попевок записанной с применением цветовой системы обозначения
нот. Данное пособие разработано для детей среднего и старшего дошкольного
Публикация «Музыкально-дидактическое пособие „Цветные нотки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Работа музыкального руководителя
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2022
возраста по обучению игре на мелодических музыкальных инструментах
(металлофоне, ксилофоне, музыкальных колокольчиках).
Актуальность данного пособия заключается в том, что бы открыть перед
детьми дошкольного возраста новый мир звуковых красок, вызвать интерес к
инструментальной музыке.
Обучение игре на мелодических музыкальных инструментах с
применением пособия «Цветные нотки» позволяет развить у дошкольников
основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления и чувство ритма. В процессе обучения ярко проявляются
индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли,
эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются
творческие и музыкальные способности. Способствует развитию музыкальной
памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости,
скованности.
При обучении игре на музыкальных инструментах можно развить такую
музыкальную способность, как умение представлять и воспроизводить высоту
музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает
умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и,
таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие
ребенка.
В основу пособия «Цветные нотки» легла цветовая система обозначения
нот, что позволяет сделать процесс обучения доступным и понятным
дошкольникам. Так, каждая пластинка (металлофона, ксилофона) окрашена в
определенный цвет (например, нота до окрашена красным цветом, соль —
голубым). Мелодии всех попевок и песенок, изображенных на карточках,
записаны в цветовом обозначении, а длительности нот обозначаются большим
и маленьким кружочком (большой кружок соответствует долгому звуку,
маленький – короткому).
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в игровой
форме. Так, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три
этапа: на первом используются ритмические карточки, на которых изображён
ритмический рисунок, где длинный звук изображен большим кружочком, и
соответствует слогу «ТА», а маленькому кружочку соответствует короткий
звук и слог «ТИ». Ритм, предложенной попевки или песенки, прохлопывается
и проговаривается, затем простукивается на ритмических кубиках, клавесах,
или на шумовых инструментах; на втором этапе дети слушают и запоминают
мелодию и текст попевки или песни, пропевают её, знакомятся с приемами
игры на музыкальном инструменте, проигрывают мелодию с применением
цветовой системы обозначения нот; на третьем - целостное воспроизведение
мелодии на инструменте.
Обучение игре на мелодических музыкальных инструментах с
применением пособия «Цветные нотки» проводиться с одним ребенком или
несколькими детьми во время проведения непрерывно образовательной
деятельности, а также в часы, предназначенные для игровой деятельности.
Содержание пособия разработано с учётом возрастных особенностей детей, а
так же делится на следующие разделы:
1. Попевки;
2. Русские народные песни;
3. Авторские детские песни.
Так, обучения игре на музыкальных инструментах обогащает ребенка
впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих
способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который
дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные
знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной
музыкальной деятельностью.
Используемая литература:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С. ,
Васильевой М. А. – М. : «Мозаика-синтез», 2015 г.
2. Каплунова И. М., Новосельцева И. А., «Этот удивительный ритм». СПб. ,
2005.
3. Кононова Н. Г., «Игра на музыкальных инструментах». М., 1990.
4. Тютюнникова Т. Э. Программа «Элементарное музицирование с
дошкольниками» – М. : АСТ, 1999 г.