Татьяна Орлова
Музыкально-дидактические игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные узоры»
Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.
Цель игры :
- развивать музыкальную память и воображение у детей,
Публикация «Музыкально-дидактические игры в детском саду» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- развивать ассоциативно - образное и музыкальное восприятие детей,
- дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и т. д.
- проверить умение детей передавать характер музыкальной зарисовки движением.
Карточки с графическими изображениями «музыкальных узоров».
Методика организации игры :
Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок, изображенный на карточке либо проиграть некоторые рисунки на различных музыкальных инструментах (металлофоне, треугольнике, бубне, бубенчиках и др.).
Разминка.
«Дорожка. Прямые линии»
Предложить детям по очереди спеть какой – нибудь протяжённый звук и одновременно сделать похожее движение рукой. Показать и спеть несколько своих вариантов, чтобы детям стало понятно задание.
Можно сказать: «Мы все вместе нарисуем в воздухе много невидимых линий».
То же самое задание можно выполнить с движением в пространсте. Дети могут двигаться сначала по очереди, а потом и все вместе. Закончив рисовать одну линию, могут начать другую, но при этом изменить и звук.
Маленькие и большие волны.
«Извилистые линии»
Сказать детям, что сейчас споёшь линию, и попросить их показать рукой, какая она получится.
Первый раз спеть линию, раскачивая звук в узком диапазоне (тон или полутон, а второй раз увеличить амплитуду, глиссандируя голосом вверх – вниз, как по волнам.
Рассмотреть внимательно рисунок. Исполнить его с детьми на два голоса: партию «маленьких волн» пусть пою дети, а педагог – партию «большой волны».
Ожившие картины.
Нарисовать вместе с детьми на листе бумаги 2 – 3 разных линии и 1 – 2 круга. Затем попросить их мысленно выбрать для себя одну линию или один круг.
Дети исполняют в движении со звуком выбранную фигуру несколько раз, чтобы делать её непринуждённо (работают все одновременно, после чего «картинка» исполняется несколько раз солистами, которые вызовутся нарисовать в движении со звуком линии и круги.
Музыкально – дидактическая игра «Ритмический заборчик»
Цель игры :
Развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.
Дидактический материал:
Карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.
Предварительная работа:
Знакомство с жанрами музыки.
Ход игры:
Музыкальный руководитель напоминает детям, как выделять в мелодии сильную долю, и как обозначать её на карточке.
После этого раздаёт каждому ребёнку карточку с изображением заборчиков, кружки из картона.
Далее играет на музыкальном инструменте мелодию разных жанров с выделением сильной доли, задача детей - правильно установить кружок на карточке.
Также сильную долю можно прохлопать или простучать совместно с детьми.
Музыкально – дидактическая игра «Три цветка»
Дидактическая игра на определение характера музыки.
Цель игры :
Закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.
Дидактический материал:
Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое, изображающее один их трёх типов характера музыки : - добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
- грустная, жалобная;
- веселая, радостная, плясовая, задорная.
На каждого ребенка – один цветок, отражающий характер музыки.
Методика организации игры :
1 вариант.
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
2 вариант.
Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Дидактическая игра «Угадай что звучит?»
Цель игры :
Учить различать инструменты на слух по их звучанию, развивать устойчивое слуховое внимание, память, воспитывать желание играть вместе.
Задачи:
- Упражнять слуховой анализатор
- Воспитывать внимание, память, желание играть вместе
Оборудование:
Колокольчик, бубен, деревянные ложки; обручи
Предварительная работа:
Рассказ детям о музыкальных инструментах, показ, что и как звучит, игра на них.
Ход игры:
Поочередно показать детям инструменты, уточняя их названия.
Убедившись, что малыши усвоили названия и запомнили звучание инструментов, игрушки убираются за ширму. За ширмой повторяется игра на разных инструментах, а дети по звуку пытаются угадать, «чья песенка слышна».
Для закрепления игра усложняется выполнением действий, соответствующих звучанию одного из инструментов: когда звучит колокольчик - дети прячутся за штору,
когда звучит бубен - гуляют по ковру,
когда звучат деревянные ложки - заходят в обручи, лежащие на полу.