Елена Булатова
Музыкально-дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры и их значение в развитии музыкальных способностей дошкольников
Введение
дошкольник музыка дидактический педагогический
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
Публикация «Музыкально-дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части, характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача, содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально – волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.
Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.
Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Форма игры очень удобна для восприятия ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте человек расположен к игре намного больше, чем к какой-либо другой деятельности. Соответственно, необходимо, чтобы музыкально-дидактические игры были как можно более продуктивные.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Объект исследования – музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста
Предмет исследования – музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Характеристика музыкально-дидактических игр дошкольников.
2. Изучить виды музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности.
1. Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребёнка
1.1 Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.
Проблема игры привлекала внимание исследователей. В педагогике многие известные учёные, такие, как Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, положили теоретические основы игры как одного из важнейших средств воспитания детей.
Д. В. Менджерицкая обращает внимание на то, что игра является наиболее доступным видом деятельности детей, способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Она отмечает, что именно в игре проявляются особенности воображения и мышления ребёнка, его активность, эмоциональность и потребность в общении.
Игра является первой социальной практикой ребёнка, его реальной жизнью в обществе сверстников. Поэтому игра важна для формирования нравственной стороны личности ребёнка. Это было отмечено в работах А. П. Усовой.
Дидактические игры нашли своё применение в воспитании дошкольников давно. Своеобразие и отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность обучать, упражнять, развивать умственные способности ребёнка, а также формировать ценные черты личности и взаимоотношения детей в привлекательной и доступной для них форме.
Дидактическая игра – игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей. Сущность дидактической игры заключена в том, что ребёнок решает умственную задачу в занимательной форме, сам находит решение, преодолевая при этом некоторые трудности. Умственная задача воспринимается ребёнком как практическая, игровая, тем самым повышается его умственная активность.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а дидактическая игра важна для всестороннего развития ребёнка.
Среди дидактических игр особое место занимают музыкально-дидактические игры. Для чего же они нужны в дошкольном детстве? Чтобы ответить на это вопрос, сначала необходимо выяснить значение музыки вообще для развития ребёнка.
1.2 Роль музыки в воспитании и развитии ребёнка
С давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования учёных подтверждают, что музыкальное развитие оказывает огромное влияние на общее развитие ребё нка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста. Существенное значение в этом процессе играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости, торжества, любви, ненависти и так далее: всей гаммы сложных чувств и эмоций, искусство может оказать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на оптимизацию его физиологических и психических функций.
Музыку среди других видов искусства выделяет, прежде всего, ее сила непосредственного эмоционального воздействия, связанная с ее способностью не просто описывать ситуацию чувства, а как бы «изнутри» воспроизвести его, непосредственно, богато и разнообразно передавать переживания человека, движение его чувств, эмоционально-психического состояния, их смены и взаимные переходы.
Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. А речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего. Такую же роль играют в человеческом общении и жесты. Частично они тоже помогают передать мысль, но главное их назначение – выразить чувство. Поэтому жесты, мимику и речевую интонацию психология называет «выразительными движениями».
Музыка образно моделирует явления действительности, процессы человеческой психики, ход мыслей, движения чувств (Л. Мазель). Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, все богатство чувств и их оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка, воздействуя на человека, вызывает благородные и возвышенные чувства, позволяет человеку переживать мощные эмоциональные напряжения, без которых жизнь людей была бы «неполной».
Роль музыки в жизни общества определяется различными возможностями ее воздействия на человека. В музыкально-педагогической литературе среди различных функций музыки (прикладная, развлекательная, лечебная, познавательная, рекламная, коммуникативная и так далее) выделяют как наиболее важную воспитательную функцию. Музыка формирует отношение человека к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности, взгляды, вкусы, идеалы.
Таким образом, роль музыки в воспитании ребёнка очевидна.
Известно, что содержание музыкального воспитания, заложенное в «Программу воспитания и обучения в детском саду», предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса и любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на неё, приобщение к различным видам музыкальной деятельности. Это позволяет развивать общую музыкальность ребёнка, его творческие способности.
Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь при условии, что ребёнок понимает, о чём рассказывает музыка, и способен сравнить услышанное с чем либо уже встречавшимся ему в жизни. Но восприятие музыки – процесс сложный, требующий внимания, памяти, разнообразных знаний и развитого мышления. Важно научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, направить его внимание на средства музыкальной выразительности и различение жанров.
Умение самостоятельно действовать при выполнении музыкальных заданий позволяет детям лучше и качественнее исполнять музыкальный материал, а также способствует развитию контроля за собственным исполнением, развитию музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.
Исследования педагогов выявили, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Участь оперировать звуками, дети начинают более внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям. Это развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие дошкольников развивается благодаря разнообразным музыкальным действиям на занятиях и в повседневной жизни дошкольного учреждения.
Н. А. Ветлугина пишет: «Решение сенсорных задач возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определённых сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки» (3, С. 230). С известным педагогом нельзя не согласиться, так как ребёнок в детском саду посещает музыкальные занятия 2 раза в неделю, на которых в основном обучается певческим и музыкально-ритмическим навыкам. Этого недостаточно для успешного музыкально-сенсорного развития. Поэтому следует вывод, что дошкольникам необходима дополнительная специальная среда, в качестве которой могут быть рассмотрены музыкально-дидактические игры.
В Программе музыкального воспитания отмечается, что цель музыкально-дидактических игр – научить ребёнка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Разработкой музыкально-дидактических игр начала заниматься Н. А. Ветлугина, её дело продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.
Что же представляет собой музыкально-дидактическая игра?
1.3 Структура музыкально-дидактической игры
Любая дидактическая игра имеет определённую структуру, которую можно перенести и на музыкально-дидактическую игру. Следуя этой структуре, можно отметить, что основу музыкально-дидактических игр составляют : дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, содержание игры берётся из «Программы воспитания и в детском саду». Дидактическую задачу определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.
Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.
Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях.
Игровые действия – это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора, разбора. Это и сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления: целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала.
Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий. Также они организуют и познавательную деятельность ребё нка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т. д., найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.
Результат – это выполнение игровой задачи, которое служит завершающим концом музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат – это определённое достижение чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание музыкальной загадки.
1.4 Виды музыкально-дидактических игр
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э. П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:
1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т. д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т. д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко – тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.
Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко – тихо, в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо, а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н. А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.
В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т. д.
Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную, плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.
Третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.
Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т. д., а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.
Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2–3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д. в дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучания погремушки – помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке.
Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т. е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются – по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводиться музыкальная игра, читается стихотворение и т. д. если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры. (3, с 169–170)