МААМ-картинки

Музыкальная психология и музыкальная педагогика

Юлия Лукьянова
Музыкальная психология и музыкальная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы становления и эволюция предметного поля музыкальной психологии и педагогики : донаучный период, психофизический этап, этап системного подхода к явлениям музыкальной психологии, этап перехода к субъектной парадигме.

Антропологический подход как ведущий в изучении музыкальной психологии и музыкальной педагогики

Современные направления музыкальной психологии

Темочки:

Музыкальная психология донаучного периода имеет глубокую историю. Истоки музыкальной психологии тесно связаны с такими науками как, философия, физиология, эстетика, музыкознание.

Первые ростки науки «музыкальная психология» мы находим в работах античных философов. Одним из величайших завоеваний древнегреческой эстетики является учение о музыкальном этосе. Эта теория об этическом значении музыкального искусства, о связи музыки с психикой, нравственными особенностями человека. Центральным вопросом теории этоса выступает проблема воздействия музыки на нравственные качества человека.

«Учение о музыкальном этосе выходило далеко за пределы собственно теории музыки. Оно было основой педагогической теории в античности. На музыке и музыкальном воспитании основывалась вся система образования древних греков. Не случайно, что в греческом языке «образованный» человек значит «мусический», то есть тот, кто получил воспитание с помощью муз» (Шестаков, с. 43). Это – не случайное терминологическое совпадение. Оно соответствует всей художественной и педагогической практике античной Греции, где всякое общественное воспитание – художественное, интеллектуальное, нравственное – основывается главным образом на музыкальном воспитании. Платон высказывает традиционную для всей античности мысль, утверждая, что «тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан» (Платон. Законы II 654. – Соч. т. 3. ч. II ,с. 118.)

«Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности личности – этоса» (Шестаков, с. 44).

В соответствии с этим, была разработана четкая классификация этических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий, инструментов. Так Аристотель считал, что наиболее воздействует на «этос» дорийский лад, которому «свойственна наибольшая стойкость и который отличается мужественным характером», а значит может воспитать мужественную, героическую личность. Противоположность дорийскому представлял фригийский, который характеризовался как экстатический, неуравновешенный, возбуждающий. Что касается музыкальных инструментов, то не рекомендовалась музыка, исполняемая на гобое, флейте, бубнах. В противовес этому рекомендовалась кифаристика, то есть музыка, исполняемая на струнных – кифарах, лирах.

Античные мыслители идеализировали возможности музыкального искусства. Определение музыки как сверхчувственного и магического средства, способного изменить характер, морально-этические качества человека привносили ограниченность античной теории этоса.

Уже в недрах античной эпохи зарождается учение об аффектах. Постепенно учение о музыкальном этосе начинает утрачивать свое доминирующее значение в музыкальной эстетике. Оно трансформируется и перерастает в учение об аффектах, которое явилось попыткой нового понимания природы и назначения музыки, её влияния на психологию человека. Теория аффекта рассматривала музыку как выражение сильных человеческих страстей, аффектов, вне которых она ничего не значит. Это было несомненно передовое течение.

Публикации по теме:

Дидактическая музыкальная игра «Снеговички»Дидактическая музыкальная игра «Снеговички» Сегодня предлагаю вашему вниманию изготовленную мною музыкально-дидактическую игру "Снеговички". Аналогом можно назвать игру "Весело-грустно".

Фотоотчёт «Музыкальная мини-студия»Фотоотчёт «Музыкальная мини-студия» Фотоотчёт «Мини-студия «Жемчужинки»Уже много лет в нашем детском саду работает детская «Мини-студия «Жемчужинки». Цель - развитие творческого.

Музыкальная предметно-развивающая средаМузыкальная предметно-развивающая среда Одним из показателей уровня музыкального развития детей является самостоятельная музыкальная деятельность. Большое значение для развития.

Игра «Музыкальная грамота»Игра «Музыкальная грамота» ЦЕЛЬ: Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты. ЗАДАЧИ: -познакомить с цветовой формой записи нот; -осуществить.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Лэпбук «Музыкальная книжка»Лэпбук «Музыкальная книжка» Лэпбук «Музыкальная книжка» (область "Художественно-эстетическое развитие. Музыка") Ориентация лепбука: книжная. Рекомендуемый материал:.

Музыкальная книга из фетра «До — Ре — Ми»Музыкальная книга из фетра «До — Ре — Ми» Книга изготовлена из фетра. Основание фетровое, съёмные фигурки также фетровые, крепятся на липкую ленту. В книге 8 страниц. 1 страница.

Музыкальная НОД «В страну сказок» Меня очень впечатлила публикация Натальи Андреевны Науменко Интегрированное музыкальное занятие «Баба-Яга. Кто она такая?» для подготовительной.

Музыкальная сказка «Кошкин дом»Музыкальная сказка «Кошкин дом» Музыкальная сказка «Кошкин дом» 1 СЦЕНА. (Музыка народная) (Скоморохи танцуют, потом громко, зазывно говорят) 1скоморох: Тили-тили-тили-бом.

Музыкальная сказка «Кот в сапогах»Музыкальная сказка «Кот в сапогах» Жил-был старый мельник. Когда он умер, то все наследство досталось его сыновьям. Старшему-мельница, среднему-осел, а младшему-кот. -Ну какая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная психология и музыкальная педагогика
Опубликовано: 1 марта 2022 в 17:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная психология и музыкальная педагогика» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лукьянова (УИ 1340475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД