Юлия Лукьянова
Музыкальная психология и музыкальная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы становления и эволюция предметного поля музыкальной психологии и педагогики : донаучный период, психофизический этап, этап системного подхода к явлениям музыкальной психологии, этап перехода к субъектной парадигме.
Антропологический подход как ведущий в изучении музыкальной психологии и музыкальной педагогики
Современные направления музыкальной психологии
Публикация «Музыкальная психология и музыкальная педагогика» размещена в разделах
Музыкальная психология донаучного периода имеет глубокую историю. Истоки музыкальной психологии тесно связаны с такими науками как, философия, физиология, эстетика, музыкознание.
Первые ростки науки «музыкальная психология» мы находим в работах античных философов. Одним из величайших завоеваний древнегреческой эстетики является учение о музыкальном этосе. Эта теория об этическом значении музыкального искусства, о связи музыки с психикой, нравственными особенностями человека. Центральным вопросом теории этоса выступает проблема воздействия музыки на нравственные качества человека.
«Учение о музыкальном этосе выходило далеко за пределы собственно теории музыки. Оно было основой педагогической теории в античности. На музыке и музыкальном воспитании основывалась вся система образования древних греков. Не случайно, что в греческом языке «образованный» человек значит «мусический», то есть тот, кто получил воспитание с помощью муз» (Шестаков, с. 43). Это – не случайное терминологическое совпадение. Оно соответствует всей художественной и педагогической практике античной Греции, где всякое общественное воспитание – художественное, интеллектуальное, нравственное – основывается главным образом на музыкальном воспитании. Платон высказывает традиционную для всей античности мысль, утверждая, что «тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан» (Платон. Законы II 654. – Соч. т. 3. ч. II ,с. 118.)
«Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности личности – этоса» (Шестаков, с. 44).
В соответствии с этим, была разработана четкая классификация этических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий, инструментов. Так Аристотель считал, что наиболее воздействует на «этос» дорийский лад, которому «свойственна наибольшая стойкость и который отличается мужественным характером», а значит может воспитать мужественную, героическую личность. Противоположность дорийскому представлял фригийский, который характеризовался как экстатический, неуравновешенный, возбуждающий. Что касается музыкальных инструментов, то не рекомендовалась музыка, исполняемая на гобое, флейте, бубнах. В противовес этому рекомендовалась кифаристика, то есть музыка, исполняемая на струнных – кифарах, лирах.
Античные мыслители идеализировали возможности музыкального искусства. Определение музыки как сверхчувственного и магического средства, способного изменить характер, морально-этические качества человека привносили ограниченность античной теории этоса.
Уже в недрах античной эпохи зарождается учение об аффектах. Постепенно учение о музыкальном этосе начинает утрачивать свое доминирующее значение в музыкальной эстетике. Оно трансформируется и перерастает в учение об аффектах, которое явилось попыткой нового понимания природы и назначения музыки, её влияния на психологию человека. Теория аффекта рассматривала музыку как выражение сильных человеческих страстей, аффектов, вне которых она ничего не значит. Это было несомненно передовое течение.