Елена Гриник
Музыкальная гостиная в старшей группе «В колоколах — душа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Продолжать знакомить детей с символом русской культуры -колокольным звоном.
Задачи:
1. Познакомить детей с разновидностью колоколов и их звучанием;
2. Расширять тембровый слух и музыкальный кругозор.
3. Формировать уважительное отношение к традициям своего народа, его истории.
4. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Публикация «Музыкальная гостиная в старшей группе „В колоколах — душа России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: интерактивная доска, видео-презентация «Колокола России», иллюстрации колокольни Ивана Великого, Московский кремль; валдайские колокольчики разной величины; пьеса М. П. Мусоргского «Звоны»; портрет композитора.
Ход занятия
Под колокольный звон дети рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Я рада поприветствовать вас в музыкальной гостиной!
Скажите пожалуйста в какой стране мы живем! Правильно, наша Родина Россия! Мы знаем русские народные песни, любим водить хороводы и играть в народные игры, знаем много народных пословиц, загадок, примет.
Посмотрите эти картины нарисованы в разных странах и скажите на какой из них изображена Россия.
Слайд «Картины»
Русские березы, золотые своды храмов и конечно колокола, являются символом России.
С Давних времен колокол имел большое значение. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал с победой. Вспомните сказку «Золотой петушок»
Фрагмент мультфильма «Золотой петушок»
Звон охранного колокола сообщает царю Дадону о том, что беспокойные соседи опять хотят ему навредить.
Слайд «Колокольня Ивана Великого»
На территории Московского Кремля есть знаменитая колокольня Ивана Великого. Она очень высокая, поэтому дозорные Москвы могли обозревать с высоты Ивана Великого окрестности города на десятки вёрст и предупреждать о приближении врага или о пожаре. При какой-либо угрозе били в большой колокол (показ иллюстрации колокольни Ивана Великого сопровождается слушанием большого колокола). На огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон, который был слышен на больших расстояниях, оповещал людей о каких-либо важных событиях.
Со временем на Руси стали появляться звонницы – деревянные щиты под навесом, к которым прикрепляли набор колоколов и колокольчиков разных размеров, различной высоты и силы звучания. Они тоже высоко поднимались над всеми домами и располагали целым набором различных колоколов. Теперь с их помощью можно было извлекать своеобразную музыку.
Видео «Звонарь»
Того, кто звонит в колокола называют –звонарь.
Ребята, а вы хотели бы сами попробовать?
Давайте поиграем в звонницу, я раздам вам колокольчики, разной величины и звучания.
Исполнение попевок на колокольчиках.
«Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет»;
«А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».
Слайд «Царь-колокол»
Самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, находится у подножия колокольни Ивана Великого – это Царь-колокол, колокол поражает своими размерами и весит двести тонн (показ иллюстрации).
Ребята, а где в нашей современной жизни вы можете услышать колокольный звон?
Церковный звон называют благовест – благая, добрая весть. Разные виды колокольной музыки имеют свои имена : красный звон, праздничный трезвон, красный звон.
Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён
Как в этот малиновый звон.
В церковнославянском языке слово «красный» означает не цвет, а «красивый, благообразный». Поэтому красный звон - один из самых красивых, ярких звонов. Такой звон можно услышать на Светлой седмице, когда весь город наполнен мелодией, звучащей из колоколен.
Малиновый звон - милый, приятный для слуха звон.
Слушание красного и малинового звона. Видео. Узнать где какой.
Музыкальный руководитель : А сейчас поиграем в игру с колокольчиком, которая называется «Колокольчик зазвони». Послушайте слова:
Я бегу, бегу, бегу
Звоном всех ребят зову
Вся Россия слышит звон
Колокольный перезвон.
(Дети стоят в кругу, ребенок с колоколом ходит по центру круга, после слов останавливается, дети расходятся по залу. Ребёнок начинает звонить в колокольчик, и дети должны быстро собраться в круг, после игры дети садятся на стулья).
Ребята, очень часто русские композиторы передавали колокольный звон в своей музыке. Сейчас мы послушаем отрывок пьесы М. П. Мусоргского «Звоны». Музыкант играет на фортепиано, но обратите внимание как он точно передает звучание колоколов : могучее, тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов.
Слушание фрагмента пьесы Модеста Петровича Мусоргского «Звоны». Видео.
Ребята, что мы услышали в музыке? (ответы детей)
Правильно мы услышали, как звонят колокола. Скоро у нас будет большой праздник. И в каждом храме тоже зазвучит праздничный Благовест. Какой будет праздник? Правильно, Пасха. А что является символом этого праздника?
Конечно же крашенные яйца и куличи. В Светлый Праздник Пасхи верующие люди спешат в церковь под Праздничный звон колоколов, обмениваются куличами и крашеными яйцами.
В преддверии Светлого праздника Пасха я хочу подарить вам открытки с колокольчиками. Но они внутри пустые. Сейчас вы пойдёте в группу и вместе с воспитателем дополните свои Пасхальные открытки корзиночками и весёлыми птичками. А потом на Пасху подарите свою открытку дорогому для вас человеку.
Раздаются открытки с колоколами.
Ребята давайте с вами устроим пасхальный перезвон! Сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит инструмент треугольник и колокольчик. Мы попробуем позвонить в них, но по – разному.
Сейчас разделимся на три группы : первая группа позовёт всех : при-хо-ди!
Вторая группа будет празднично звонить: ве-се-ло-нам!
Третья группа будет предупреждать : вес-на!
(детям раздаются колокольчики, и по знаку педагога они поочерёдно звонят в разном ритме).
Ребята! Вам понравилось занятие? О чем мы сегодня узнали? Хочу сказать вам до свидания, до новых встреч в нашей музыкальной гостиной!