Андреева Нина Васильевна
Музыкальная гостиная «Музыка зимы». Сценарий праздника в подготовительной группе
Музыкальная гостиная "Музыка зимы"
Образовательная область: «Музыка».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье».
Цель: через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.
Задачи:
Публикация «Музыкальная гостиная „Музыка зимы“, Сценарий праздника в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Обучающие задачи: учить детей искусству слушать музыку, определять музыкальный образ, высказываться о характере музыки, обогащать словарный запас детей музыкальными терминами.
Развивающие задачи: развивать и обогащать знания детей о народных праздниках (Рождество Христово, развивать умение составлять зимние композиции из еловых веточек и игрушек (икебаны).
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к классической музыке и живописи русских и зарубежных художников и композиторов.
Предварительная работа: Составление зимних композиций, разучивание «Рождественской песенки» муз и сл. П. Синявского.
Оборудование: в зале возле центральной стены расположен грот с изображением Рождества Христова: ясли с Младенцем, икона Пресвятой Богородицы. Грот светится огнями, над ним - блестящая звезда, рядом стоит нарядная ёлочка. Грот закрыт занавесом. В уголке стоит столик с блестящими нитями мишуры, белыми шарфами. Возле зрителей стоят четыре небольших столика и отдельно - стол с еловыми веточками, шариками, елочными украшениями, свечами, ангелами, вырезанными из белой бумаги и т. д. У боковой стены на стенде расположены картины с зимними пейзажами, а так же портреты композиторов: П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова, А. Вивальди.
Логика образовательной деятельности:
Дети и родители входят в зал и занимают свои места.
Музыкальный руководитель (муз. рук.) : Здравствуйте дети и гости! Я очень рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Посмотрите как здесь красиво! Вы попали в волшебное царство музыки, которое расскажет нам о зиме. Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки. Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
О зиме писали не только поэты, художники рисовали зимние картины и пейзажи, а композиторы писали музыку. Сейчас мы послушаем произведение композитора П. И. Чайковского "Зимние грезы"
Звучит фрагмент из симфонии №1,2 часть "Зимние грезы" П. И. Чайковского.
Муз. рук. : Ребята, о каких чувствах рассказала нам музыка?
Высказывания детей ( дополнение ведущей: музыка спокойная, светлая, нежная, задумчивая, сказочная, волшебная, убаюкивающая.)
Муз. рук. : Правильно. Расскажите, какая представлена здесь зима?
(Добрая, ласковая волшебница)
Муз. рук. : Верно, но вы знаете, что зима бывает разная: когда светит солнце, то блестят и переливаются в его лучах снежинки, куда ни посмотришь - всюду бело, красиво. А бывает, что дует злой и холодный ветер, завывает вьюга, заметает все вокруг. Послушайте, как об этом написал поэт А. С. Пушкин:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.
Давайте послушаем фрагмент концерта "Зима" итальянского композитора Антонио Вивальди. (Показывает портрет композитора)
Звучит фрагмент концерта №4 "Зима" 1часть А. Вивальди.
Муз. рук. : Какая зима видится вам в этой музыке?
Высказывания детей. Дополнения ведущей: Злая, суровая, сердитая, грозная, холодная, сыплет колючий снег.
Муз. рук. : Да, музыка начинается отрывистыми аккордами - метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, она застыла в оцепенении. На этом таинственном фоне пронзительно тревожно, жалобно запела скрипка, внезапно налетают порывы ветра, начинается вьюга, музыка звучит настойчиво, яростно. Сам А. Вивальди написал к этой музыке такие стихи :
Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами
И ёжась, и дрожа на холоду.
Сейчас я предлагаю вам, ребята, посетить выставку картин и полюбоваться зимними пейзажами.
Дети ходят по залу и рассматривают картины: «Зимняя сказка» Д. Я. Александрова,
«Московский дворик» В. Б. Смирнова, «Масленица» Кустодиева, «Мартовский снег» И. Грабаря, «Тройка» В. Г. Перова, фото картины с зимним пейзажем.
Муз. рук. : Ребята, выберете пожалуйста картины, которые созвучны по настроению к музыке Чайковского "Зимние грезы"
Рассуждения детей.
Муз. рук. : А какие картины подходят к музыке А. Вивальди "Зима"?
(например, картина В. Перова "Тройка")
Муз. рук. : Почему вы выбрали эту картину? Что вы видите на ней?
( Ответы детей: на ней изображены дети, которые везут тяжелый груз. Лица детей очень изможденные, печальные, дует сильный ветер и дети замерзли, одеты они очень бедно. Картина очень печальная и вызывает чувство сострадания и желание помочь им.
Муз. рук. : Мы рассмотрели все картины и я приглашаю вас занять свои места на стульчиках.
Дети проходят на свои места
Муз. рук. : На Руси зиму всегда встречали радостно, с веселыми песнями, шутками. Как только не называют зиму: Зима - кудесница, Зима - красавица, Зимушка - зима, волшебница - зима. А почему зиму называют волшебницей?
( Ответы детей: потому,что зимой мы отмечаем веселые, чудесные праздники : Новый Год, когда приходят Дед Мороз, Снегурочка, сверкает нарядная ёлочка, детям дарят подарки. А еще зимой можно играть в снежки, слепить снеговика, кататься с горки на санках, на лыжах и коньках и т. д.)
Муз. рук. : Правильно. Послушайте как о зиме написал поэт Петр Вяземский:
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица - душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка - зима!
Сейчас наши девочки исполнят танец - импровизацию под музыку вальса.
Девочки берут блестящую мишуру, белые шарфы и встают в круг. Исполняют танец под музыку "Вальс" Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель". После танца девочки проходят на свои места.
Муз. рук: А какой еще праздник мы отмечаем зимой? Рождество Христово! Этот праздник отмечают во всех странах мира уже много лет. О рождении Иисуса Христа рассказывает вот эта книга "Библия" (Показывает "Библию") Было это очень давно. Пресвятая Дева Мария прибыла в город Вифлеем со своим мужем Иосифом. Они прошли большой путь и очень устали, но все гостиницы в городе были уже заняты и их не впустили. Пришлось тогда Марии с Иосифом устроиться в пустой пещере за городом, куда загоняли на ночь скот. И здесь Мария родила сына - Спасителя нашего Иисуса Христа. Недалеко от пещеры пастухи сторожили свое стадо. И вдруг в ночном небе предстал им Ангел. Они страшно испугались. "Не бойтесь! - сказал им Ангел, - Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Так как ныне родился в городе Давидовом - Спаситель, который и есть Христос"
Звучит мелодия "Аве Мария" Ф. Шуберта. Раздвигается занавес, где находится пещера с Младенцем и Его Матерью, зажигаются гирлянды огней.
Муз. рук. : Все были рады рождению Иисуса Христа и спешили поклониться своему Спасителю, принести Ему дары. Ребята, а что мы подарим Младенцу Иисусу? Предлагаю вам, вместе с вашими родителями, составить красивые зимние композиции.
(Дети приглашают к столикам своих мам и пап. Каждая семья занимает свой столик и начинают составлять из еловых веточек, елочных украшений и других предметов праздничные икебаны. Звучит песня "Свечи" в исполнении группы "На-на". В конце все гости рассматривают зимние композиции и отмечают самую красивую работу).
Муз. рук. : Ну что же, я думаю, что все очень постарались и составили прекрасные композиции. А в награду вам будет веселая "Рождественская песенка".
Дети исполняют "Рождественскую песенку" сл. и муз. П. Синявского.
Муз. рук. : Вот и закончился наш вечер в музыкальной гостиной, но счастливый Новый год пусть продолжается. И пусть праздник Рождества зажжет в каждом сердце искорку счастья, добра и любви! Будьте счастливы, до новых встреч.